Итальянцы сегодня себя называют более социалистической страной, чем Россия.
Я хорошо помню те времена, когда Италия была чуть ли не самой бедной страной в Европе, была проблема севера и юга извечная, это исторический путь, через который проходят народы и страны с неизбежностью. С того времени много воды утекло. И как бы ни критиковали Берлускони, я думаю, вы со мной согласитесь, именно в период его длительного пребывания у власти прекратились постоянные смены правительства, которые лихорадили Италию со страшной силой, и наступил период её продуктивного подъёма. Мы все проходим через непростые испытания, и Италия в этом отношении, к сожалению, не исключение.
Стремление найти лидера расценивается как автократия, как отступление от демократических принципов. Мне кажется, у каждой страны своя традиция, своя история развития. И для таких огромных стран, как Россия, представить себе разрозненное лоскутное одеяло вместо политической карты просто невозможно. Об этом все говорят. Но с другой стороны, сталкиваясь с проявлением лидерства во всех областях, будь то политика, будь то социальные вопросы, противопоставить что-то своё, конструктивное подчас не удаётся. И тогда проще списать неудачи в этом противопоставлении на автократное правление… Все больше мировых экспертов склоняются к тому, что при анализе состояния любой страны необходимо учитывать и региональную, и национальную специфику. В одночасье всех под одну гребенку не причешешь.
Благодаря деятельности фонда Андрея Первозванного вы помогаете сохранять национальную российскую специфику, традиции и культурные ценности. Насколько важно сохранять самоидентификацию?
История фонда Андрея Первозванного насчитывает 27 лет, и это одна из старейших общественных организаций, которая была построена на принципах сохранения преемственности культурных традиций, традиций составляющих базирующихся на том, что далеко не всё подлежит трансформации и изменениям. Есть вещи, которые должны составлять основу общества. Я не могу сказать, что у нас во взаимоотношениях поколений тишь да гладь. Всего хватает. Но изначальная установка на превращение общества в совокупность абсолютных индивидуумов, где только личная свобода является высшей ценностью, но при этом забывается, что человек живет в социуме, пагубна, и нельзя представить этот союз, основанный только на персональных желаниях и потреблении, без заботы о тех, кто рядом находится. А ведь это реализуется на политическом уровне многих стран.
Причем я достаточно много путешествую по разным странам и хочу сказать, что с другой стороны это противоречит многим традициям западноевропейских школ, когда совсем юные дети приучаются к сопереживанию. В Британии, я знаю примеры, когда детей, в том числе русских, которые там обучаются, отправляют в Индию помогать в отдаленных деревнях учить английский язык. И вот этот когнитивный диссонанс между заявленной политикой и стремлением к эмпатии, к сохранению того, что есть в человеке человечного, вносит определенные противоречия внутри самой системы.