— Вопрос, который Вам задают чаще всего, но без него никак не обойтись. Вы избрали довольно сложный путь — режиссера-постановщика, одновременно являющегося автором костюмов, сценографом, хореографом и художником по свету. Почему, для чего такая универсальность?
Это вовсе не выбор. Я начал рисовать еще совсем крохотным ребенком, как только стал разговаривать. Мне сложно было общаться с людьми, а работа с оперой помогла преодолеть проблему коммуникации с окружающим миром. Я начал жить рисуя и нарисовал все свое существование. Этот вопрос, который мне чаще всего задают, удивляет — ведь мы же не спрашиваем писателя, сам ли он написал всю книгу, или художника — его ли кисти принадлежат все элементы, изображенные на картине. Настоящий художник, творец, выражает себя в каждой детали.
— Но это крайне редко для музыкального театра…
Думаю, я такой единственный!
— Безусловно. Вас можно назвать кутюрье в опере.
Да, вот это определение мне нравится. Ведь оно применительно не только в плане костюмов — ко всему, что я делаю, к каждой составляющей. Этот концепт, о котором мы сейчас говорим, очень итальянский, он идет от эпохи Возрождения. Когда в Италии праздновали «Год Леонардо» мне задали похожий вопрос в телеинтервью не потому, что меня сравнили с Леонардо, а из-за того, что именно он представляет этот многогранный концепт эпохи Возрождения в своих работах.
Меня спрашивают — почему? Но для меня это само собой разумеющееся! Будучи ребенком, когда я слушал оперную музыку, даже не подозревал, что разные люди создают один спектакль — в моем представлении это должен был делать один человек.