Мауро Порчини
Mauro Porcini

Senior Vice President e Chief Design Officer di PepsiCo
В жизни я всегда пытался воплотить и отметить два принципа: иметь глубокую и аутентичную культуру для себя и делать всё в соответствии с этическими и моральными принципами, воздействуя на мои идеи, как можно с большим количеством людей. Став дизайнером, я попытался направить все это в свои проекты и команды.
Вы были названы в числе первых самых успешных итальянских дизайнеров в Соединенных Штатах Америки. Ваша следующая цель?
Я никогда не ставил перед собой идею успеха, как цель. И это не красивые слова, которыми я хочу поделиться: я действительно верю в это. Мои родители с детства научили меня двум великим ценностям: одной из них была любовь к культуре, знаниям, которые при их содействии перешли в страсть к гуманистическому миру, литературе, философии, письму и искусству. С другой стороны, они воспитали во мне важные человеческие качества: прежде всего добродушие.В жизни я всегда пытался воплотить и отметить эти два принципа: иметь глубокую и аутентичную культуру для себя и делать все в соответствии с этическими и моральными принципами, воздействуя на мои идеи, как можно с большим количеством людей. Став дизайнером, я попытался направить все это в свои проекты и команды.Транснациональные корпорации дают мне невероятный шанс: охватить миллиарды людей по всему миру. Моей следующей целью будет просто продолжить свой жизненный путь, искать всегда что-то, что положительно влияет на жизнь людей. Понятия не имею, где буду физически через 10 или 20 лет, но знаю, что духовно я буду в контексте, который даст мне возможность достичь мечты и осуществить мои планы.
Проект, над которым я сейчас работаю, меня особенно волнует и вдохновляет — это написание моей книги. Это будет новый способ охватить как можно больше людей и поделиться тем, что я узнал из истории своей жизни и своего профессионального пути, вдохновив этим кого-то в мире.
Lei è stato designato tra i primi designer italiani di maggior successo negli Stati Uniti d'America. Il suo prossimo obiettivo?
Non ho mai visto l'idea di successo come obiettivo e non lo dico perché è una cosa bella da condividere: ci credo davvero. I miei genitori, sin dalla mia infanzia, mi hanno insegnato due grandi valori: uno era l'amore per la cultura, per la conoscenza, declinata nel loro caso nella passione per il mondo umanistico, per la letteratura, la filosofia, la scrittura e l'arte. Dall'altra mi hanno insegnato l'importanza dei buoni valori: la bontà innanzi tutto. Da sempre nella vita ho cercato di incarnare e celebrare questi due principi: avere una cultura profonda ed autentica, per me stesso, e farlo nel modo giusto, in linea con principi etici e morali, impattando il maggior numero possibile di persone con le mie idee. Quando sono poi diventato un designer ho cercato di incanalare tutto questo nei miei progetti e nei miei team.
Le multinazionali mi danno una possibilità incredibile: raggiungere miliardi di persone in tutto il mondo. Il mio prossimo obiettivo sarà semplicemente quello di procedere in questo mio viaggio di vita, sempre alla ricerca di qualcosa che impatti in modo positivo la vita delle persone. Non ho idea di dove sarò fisicamente tra 10 o 20 anni, ma so che spiritualmente sarò in un contesto che mi dia la possibilità di avere un sogno da realizzare ed un piano da eseguire.
Un progetto su cui sto lavorando e che mi sta particolarmente a cuore è scrittura del mio libro. Sicuramente questo sarà un modo nuovo per raggiungere più persone possibili e per condividere quello che ho imparato dalla mia storia, dalla mia vita e dal mio viaggio professionale, magari anche ispirando qualcuno in giro per il mondo.
Я всегда ставил человека на первое место, создавая целостные решения, которые могли бы удовлетворить его потребности и желания. Эти решения иногда конфигурировались как продукты, иногда как бренды, иногда как опыт, иногда как услуги. Это дизайнерское мышление в действии.
Ваш творческий талант передает красоту, эстетику и инновации, которые в современном мире необходимы. Могли бы Вы рассказать о своем опыте работы до того, как стать дизайнером такой крупной компании?
В качестве руководителя отдела дизайна PepsiCo я уже почти 8 лет, а ранее 10 лет работал в компании 3M, одной из самых инновационных и технологических компаний в мире. Начал в Италии, в Милане, а затем переехал в Америку, сначала в Миннеаполис, а затем в Нью-­Йорк. Начав с должности менеджера, а после главным дизайнером в многонациональной корпорации Миннесоты в 2010 году, когда мне было всего 30 лет. В 2012 году я перешел в PepsiCo. До этого у меня была своя компания с Клаудио Чекетто, звездой итальянской музыки, создателем Radio Deejay и продюсером успеха многих знаменитостей, от Джованотти до музыкальной группы 883, известных ведущих: Джерри Скотти, Амадеус, Линус, Фиорелло, Фабио Воло и многие другие. Вместе с ним мы работали над конвергенцией между цифровыми технологиями и развлечениями, между музыкой и дизайном. Мой первый опыт работы был в дизайн-­центре Philips в Милане, где я работал над исследовательскими проектами, посвященными носимым технологиям, это измерение между технологией и модой. Кстати, это было темой моей дипломной работы.
В целом, характерная черта этого опыта одна и та же: я всегда стараюсь сосредоточиться на обществе, то есть на мечтах и потребностях людей в самых разных областях и в самых разных секторах: потребительские товары, музыка, мебель, аэрокосмическая промышленность, здравоохранение, автомобили, бытовая электроника и, наконец, продукты питания и напитки в PepsiCo. Я всегда ставил человека на первое место, создавая целостные решения, которые могли бы удовлетворить его потребности и желания. Эти решения иногда конфигурировались как продукты, иногда как бренды, иногда как опыт, иногда как услуги. Это дизайнерское мышление в действии.
Le sue doti creative trasmettono bellezza, estetica e innovazione che oggi il mondo moderno ricerca di continuo. Può raccontare le sue esperienze lavorative prima di diventare designer di un un'azienda così importante?
Ho passato quasi 8 anni in PepsiCo come capo del design e precedentemente ho speso 10 anni in 3M, una delle più innovative aziende tecnologiche al mondo. Ho iniziato in Italia, a Milano, per poi trasferirmi in America, prima a Minneapolis e poi a New York. Partendo da una posizione di middle management sono diventato poi Chief Design Officer della multinazionale del Minnesota nel 2010, a soli 30 anni. Nel 2012 mi sono spostato in PepsiCo.
Prima di queste esperienze ho avuto una mia società con Claudio Cecchetto, star della musica italiana, creatore di Radio Deejay e produttore dietro il successo di tante celebrità, da Jovanotti agli 883, passando per Gerry Scotti, Amadeus, Linus, Fiorello, Fabio Volo e molti altri. Con lui lavoravamo sulla convergenza tra il digitale e l'entertainment, tra la musica e il design. La mia prima esperienza lavorativa è stata nel Centro Design di Philips a Milano. Conducevo progetti di ricerca sulle wearable-­technologies, in una dimensione di mezzo tra la tecnologia e la moda. Quello era stato anche il tema della mia tesi di laurea.
In generale il trait d'union di tutte queste esperienze è sempre lo stesso: ho costantemente ed incessantemente cercato di focalizzarmi sulla società, ovvero sui sogni e sui bisogni delle persone negli ambiti più diversi e nei settori più svariati: il largo consumo, la musica, l'arredamento, l'aerospaziale, la salute, l'automotive, la consumer electronics, e infine il food e beverage in PepsiCo. Ho sempre messo l'essere umano prima di tutto, creando soluzioni olistiche che potessero soddisfare le sue necessità e i suoi desideri. Queste soluzioni si configuravano talvolta come prodotti, talvolta come brand, talvolta come esperienze, talvolta come servizi. Questo è design thinking in azione.
Я определяю дизайнеров как «людей, влюбленных в людей» (People in love with people), потому что дизайнеры ставят людей перед брендами и перед технологиями.
Я уверена в том, что любое изображение — это своего рода визуальный язык, который передает эмоции. Где берет свое начало та искра, которая помогает вам создать дизайн?
Берет начало в сердце. Начинается с эмпатии, со способности поставить себя на место других, изменить свою точку зрения и перспективу, пытаясь смотреть на реальность глазами людей, которые наблюдают друг за другом. Это величайший подарок дизайнера: способность понимать, что нужно пользователям, для кого они создают, что они хотят. Момент, когда возникает искра, — вы вдруг понимаете мечту самого человека. Именно тогда вы и создаете решения в идеальном и тонком балансе между функциональностью и эстетикой. Ведь дизайн — это не только эстетика! Дизайнеры являются создателями смысла, они формируют опыт полный смысла. Эстетика — это только один из компонентов этой формулы, состоящий из эмоций и рациональности, формы и функциональности, причем потребности и желания человека всегда находятся в центре всего. Конечно, я перфекционист в том смысле, что всегда стремлюсь к пределам того, что возможно. Я всегда ставлю новые задачи перед собой и своими командами. Достигнув одной цели, я ставлю другую. И так далее. В этом смысле я стремлюсь к совершенству с помощью ряда маленьких прогрессивных шагов, которые ведут к бесконечности, к совершенству. К тому же это первичная напряженность человеческого вида. Божественное совершенство — это метафора постоянного внимания человека к чему-то большему, чего трудно достичь. Аристотель говорил об этом с точки зрения власти и действия. Мы существуем во власти и мы пытаемся реализовать себя через наши жизненные проекты. Материя — это сила, и она актуализируется благодаря форме. Но как только это будет сделано, оно вернется к власти. Абсолютный акт без большей власти — это божественное совершенство: мы стремимся к этому через нашу непреодолимую потребность в инновациях и прогрессе. Как люди, как профессионалы, как компании.
Насколько важна для вас команда компании?
Корпоративная команда очень важна. Мы больше не живем в обществе шоу одного актера. Нынешнее общество является гиперспециализированным. Формула успеха основана на правильном сочетании разных людей с дополнительным опытом. Разнообразие, талант, навыки, культура — все это точки зрения и они имеют основополагающее значение. Одним словом — объединение людей, которые имеют разные перспективы и умеющие создать коллективную, уникальную и новую будущность: в этом секрет инноваций и дизайна. Динамичная и разнообразная команда помогает ускорить процессы, и в мире, где все движется со скоростью света, это очень важно. Мы нужны друг другу, чтобы быть быстрыми, проворными, эффективными, просвещенными и конкурентоспособными.
Credo fortemente che l'immagine sia una sorta di linguaggio visivo che comunica emozioni. Dove ha inizio quella scintilla che l'aiuta a far nascere un disegno?
Ha inizio nel cuore. Ha inizio con l'empatia, con la capacità di mettersi nei panni degli altri, di cambiare punto di vista e prospettiva, cercando di guardare la realtà con gli occhi delle persone che si osservano. Questa è la più grande dote del designer: la capacità di capire di cosa hanno bisogno gli utenti per cui si crea, cosa desiderano. Il momento in cui nasce la scintilla è quell'attimo quando all'improvviso comprendi il sogno di quella persona. Da lì poi costruisci delle soluzioni in perfetto e delicato equilibrio tra funzione ed estetica. Perché il design non è solo estetica! I designer sono creatori di senso, plasmano esperienze dense di significato. L'estetica è solo uno degli ingredienti di questa formula fatta di emozioni e razionalità, di forma e funzionalità, con i bisogni e i desideri della persona sempre al centro di tutto. Sicuramente sono un perfezionista nel senso che mi spingo sempre ai limiti di ciò che è fattibile. Pongo sempre delle nuove sfide a me stesso e ai miei team. Una volta raggiunto un obiettivo ne fisso un altro. E così via. In questo senso cerco la perfezione con una serie di piccoli passi progressivi che tendono all'infinito, alla perfezione. Il che è d'altronde la tensione primaria della specie umana. La perfezione divina è una metafora di questa attenzione continua dell'uomo verso un qualcosa di più grande e che difficilmente si raggiungerà. Aristotele ne parlava in termini di potenza e atto. Noi esistiamo in potenza e cerchiamo di attualizzarci attraverso i nostri progetti di vita. La materia è potenza e si attualizza in forma. Ma una volta fatto ritorna in potenza. L'atto assoluto senza più potenza è la perfezione divina: a quella noi tendiamo attraverso il nostro irresistibile bisogno di innovare e progredire. Come persone, come professionisti, come aziende, come società.
Quanto è importante per Lei il team aziendale?
Il team aziendale è importantissimo. Non viviamo più nella società dei one-man-show. La società attuale è iper-specializzata, e la formula del successo si basa sulla giusta miscela di individui diversi con background complementari. La diversity, di talenti, di skills, di cultura, di punti di vista è fondamentale. Unire persone che abbiano prospettive diverse per generare una prospettiva collettiva, unica e nuova: quello è il segreto dell'innovazione e del design. Un team dinamico e diversificato aiuta poi ad accelerare i processi ed in un mondo in cui tutto si muove alla velocità della luce questo è fondamentale. Abbiamo bisogno gli uni degli altri per essere rapidi, agili, efficienti, illuminati e competitivi.
Бренды — это усилители опыта и бизнеса. Технология — это инструмент, позволяющий пользователям создавать важные решения.
Творческие люди чувствительны. Вы любите музыку. Какую предпочитаете?
Я люблю музыку внутренне. Мой плейлист всегда включен. Дома, в машине, в наушниках, когда я иду на работу. Я постоянно слушаю музыку всех видов. От классической музыки до джаза и поп-музыки. Я не особенно предан одному жанру, я верен мелодиям, которые меня захватывают: поэзии, любви. Мне нравится открывать, я люблю потеряться в море возможного, даже в мире музыки. Я определенно романтик, я никогда не был поклонником хэви-метал, хардкор или хип-хоп музыки. Я больше Jovanotti или Negramaro (Лоренцо и Джулиано мои друзья), чем Metallica или Lil Wayne, но я люблю Jay-­Z, а также Мадонну, Бейонсе, Kanye West или Enya. Общая смесь. Сделано из эмоций, заметок и слов.
Через искусство человек понимает, что происходит в мире. Являясь креативным человеком, вы распознаете это. Что помогает Вам заглянуть за горизонт? В каком направлении движется дизайн в мире?
Дизайн полностью сосредоточен на человеке и для человека. Это ставит его в центр всего. Я определяю дизайнеров как «людей, влюбленных в людей» («people in love with people»). Потому что дизайнеры ставят людей перед брендами и перед технологиями. Бренды — это усилители опыта и бизнеса. Технология — это инструмент, позволяющий пользователям создавать важные решения.Таким образом, мы снова ставим человека в центр всех процессов проектирования. Мы делаем это как сообщество дизайнеров, и это становится все более важным. Мы живем в глобализированном и связанном обществе, в котором большинство барьеров для входа в бизнес (масштаб, технология, производственные затраты, массовое распространение, покупка СМИ) исчезли. Любой, у кого сегодня есть идея, даже человек с улицы, может получить более удобный доступ к финансовым ресурсам (от kickstarter.com до распространения инвестиционных фондов). Стоимость изготовления снижается, поэтому дешевле создавать изделия. С помощью электронной коммерции вы получаете прямой доступ к потребителю, создавая систему эко-коммуникации через социальные сети. По сути, любой желающий может конкурировать с многонациональной компанией посредством своего стартапа. В этом контексте необходимо создать необычные решения для людей, или кто-то другой это сделает за нас.
Либо исключительные продукты, бренды, опыт и услуги созданы для человека, либо рано или поздно они исчезнут.Такие случаи, как Airbnb или Uber, являются примерами отраслей, которые были глубоко потрясены этим подходом.Итак, куда движется мир дизайна? Он все больше и больше движется в направлении, где человек находится в центре всего. Мы вступаем в своего рода новый гуманизм. Коронавирус еще больше усиливает необходимость сосредоточиться на человеке, на основных человеческих ценностях: безопасности, здоровье, социальных инстинктах, а также на самовыражении и творчестве. И дизайн играет фундаментальную роль во всем этом.
Le persone creative sono sensibili. Lei ama la musica Che genere preferisce?
Io amo visceralmente la musica. La mia playlist è sempre on. In casa, in macchina, nelle mie cuffie, quando vado a lavorare. Ascolto costantemente musica di ogni genere. Dalla musica classica al jazz alla musica pop. Non sono particolarmente leale a un cantante, sono leale alle melodie che mi prendono di pancia, alla poesia, all'amore. Mi piace scoprire, mi piace perdermi nel mare del possibile, anche nel mondo della musica. Sicuramente sono un romantico, non sono mai stato un appassionato di musica heavy metal, hardcore o hip hop. Sono più Jovanotti o Negramaro (Lorenzo e Giuliano sono anche amici) che Metallica o Lil Wayne, eppure amo Jay-­Z, cosí come Madonna, Beyoncé, Kanye West o Enya. Un mix totale. Fatto di emozioni, di note e di parole
Attraverso l'arte l'uomo capisce cosa sta succedendo nel mondo. Un creativo come Lei riesce a captare i segnali e guardare oltre gli orizzonti. In che direzione sta andando nel mondo il design?
Il design è tutto centrato sull'essere umano, sulla persona. Mette l'uomo al centro di tutto e prima di tutto. Io definisco i designer come «people in love with people» (persone innamorate di altre persone). Perché i designer mettono le persone prima dei brand e prima della tecnologia. I brand sono degli amplificatori di esperienze e di business. La tecnologia un abilitatore, un «enabler» di soluzioni significative per l'utente.
Quindi mettiamo la persona ancora una volta al centro di tutti i processi progettuali. Questo stiamo facendo come comunità nel design e che sta diventando sempre più importante. Viviamo in una società globalizzata e connessa in cui la maggior parte delle barriere all'ingresso dei business (scala, tecnologia, costi di produzione, distribuzione di massa, media buying) sono scomparse.
Qualunque persona con un'idea oggi, anche l'uomo della strada, può avere accesso più agevolata a risorse finanziarie (da kickstarter.com alla proliferazione di fondi di investimento). Il costo del manufacturing si sta abbassando, per cui costa meno creare prodotti. Si arriva direttamente al consumatore con l'e-commerce e si può creare un eco-sistema di comunicazione attraverso i social media. Chiunque può essenzialmente andare a competere con una multinazionale attraverso la propria start-up. In questo contesto o si creano delle soluzioni che siano straordinare per le persone o qualcun altro lo farà al posto nostro. O si creano prodotti, brand, esperienze e servizi eccezionali per l'uomo o prima o poi si scomparirà. Casi come Airbnb o Uber sono esempi di industrie che sono state scosse profondamente da questo approccio. Quindi dove sta andando il mondo del design? Sta andando sempre di più in una direzione dove l'uomo è al centro di tutto. Stiamo entrando in una sorta di nuovo umanesimo.
Il coronavirus sta amplificando ancora di più la necessità di focalizzarsi sull'uomo, sui valori essenziali dell'uomo: la sicurezza, la salute, gli istinti sociali e quelli di self-expression e creatività. E il design gioca un ruolo fondamentale in tutto questo.
Любопытство — это главная движущая сила, которая заставляет вас читать, путешествовать, слушать, смотреть на реальность, которая окружает вас наивными глазами ребенка. Любопытство— это самый большой источник питания для вашего таланта, ваших знаний, вашей способности влиять на жизнь других людей.
Вы очень требовательны в своей работе?
Абсолютно да. Вместе с моими командами мы стараемся делать великие дела, мы хотим изменить парадигмы дизайна не только в PepsiCo, но и в мире транснациональных корпораций и бизнеса в целом. Поэтому важно всегда идти дальше, работать на 200%, чтобы создавать качество и инновации, которые никогда не испытывались ранее. И именно поэтому вы должны быть требовательны, в первую очередь к себе, а затем, очевидно, к нашим командам.
Чтобы Вы пожелали молодому выпускнику, для того, чтобы быть успешным. Помимо диплома, что еще необходимо?
Много навыков. Во-первых, это большое любопытство, которое позволяет ему продолжать расти, продолжать учиться и понимать, что окончание обучения — это только начало пути обучения, которым является жизнь. Это не конец курса обучения, это только начало. Любопытство — это главная движущая сила, которая заставляет вас читать, путешествовать, слушать, смотреть на реальность, которая окружает вас наивными глазами ребенка. Глаза, которые отражают детали, которые никто не видит, оттенки, которые игнорирует большинство людей, за чредой прожитых жизней. Любопытство — это самый большой источник питания для вашего таланта, ваших знаний, вашей способности влиять на жизнь других людей. Еще одна положительная особенность — способность мечтать при любых обстоятельствах: мыслить масштабно, с оптимизмом и позитивом. Оптимизм, который не является пустым, позитивность, которая подталкивает вас делать, создавать, которая дает вам энтузиазм и энергию, необходимые для реализации вашего видения. Тогда вам нужно сильное чувство устойчивости. Потому что, если вы меняете вещи, если вы меняете мир, если вы меняете свою жизнь, если вы занимаетесь инновациями, вы всегда будете сталкиваться с трудностями, и поэтому очень важно попытаться предпринять это жизненое путешествие с отличной способностью сопротивляться перед лицом серьезных препятствий, если они встретятся на пути. Сила, чтобы двигаться вперед, находится в видении, в большом мышлении и в наблюдении за своими шагами с осознанием, что каждый шаг приближает вас к осуществлению мечты.
Nel suo lavoro è molto esigente?
Assolutamente sì. Con i miei team stiamo cercando di fare grandi cose, vogliamo cambiare i paradigmi del design, non solo in PepsiCo ma nel mondo delle multinazionali e del business in generale. Quindi è indispensabile andare sempre oltre, lavorare al 200% per creare qualità e innovazione mai esperite prima. Ed è per questo che bisogna essere esigenti, prima di tutto con se stessi e poi, ovviamente, con i nostri team.
Un consiglio per un giovane neolaureato per avere successo. Cosa deve avere oltre il curriculum?
Tante doti. La prima è una grandissima curiosità che gli permetta di continuare a crescere, continuare ad imparare e capire che la laurea è solo l'inizio di un percorso di apprendimento che è la vita. Non è la fine del percorso di studi, è solamente l'inizio. La curiosità è il driver principale che ti porta a leggere, a viaggiare, ad ascoltare, a guardare la realtà che ti circonda con gli occhi ingenui di un bambino.
Occhi che carpiscono i dettagli che nessuno vede, sfumature che i più ignorano, con gli sguardi assuefatti di vite vissute. La curiosità è la più grande sorgente per alimentare il tuo talento, la tua conoscenza, la tua capacità di avere un impatto nella vita degli altri. Un'altra dote è la capacità di sognare, sempre e comunque: pensare in grande, con ottimismo e positività. Un ottimismo non vuoto, una positività che ti spinga a fare, a creare, che ti dà quell'entusiasmo e quell'energia necessari per realizzare la tua visione.
Poi serve un grande senso di resilienza. Perché se state cambiando le cose, se state cambiando il mondo, se state cambiando la vostra vita, se state innovando, incontrerete sempre delle difficoltà e quindi è importantissimo cercare di intraprendere questo viaggio con una grande capacità di resistere di fronte ai grandi ostacoli se si incontreranno nel cammino.
La forza per andare avanti la si trova nella visione, nel pensare in grande e nell'osservare con consapevolezza i propri passi, consci che ogni passo ti avvicina sempre più al compimento del sogno.

Текст: Irina Cafiero