Паоло Дженовезе

Талантливый режиссер, сценарист и писатель
Настоящий талант никогда не бывает полностью удовлетворен, если ему есть что рассказать и чем поделиться с миром. Любовь к кино и писательскому мастерству доставляла ему огромное удовлетворение, к которому он всегда стремился.
Талантливый режиссер, сценарист и писатель — Паоло Дженовезе знает как заинтересовать публику, которая следит за его творчеством. После защиты диплома по экономике и коммерции он работал в сфере рекламы, где занимался творческой работой, которая принесла ему много успешных отзывов и наград. Но настоящий талант никогда не бывает полностью удовлетворен, если ему есть что рассказать и чем поделиться с миром. Любовь к кино и писательскому мастерству доставляла ему огромное удовлетворение, к которому он всегда стремился. Его первый фильм «Неаполитанское обаяние» получил в 2001 году престижную кинопремию David di Donatello и две премии Globo d'oro. Настоящий триумф наступил в 2016 году с итальянской комедией «Идеальные незнакомцы», завоевавшей самые престижные награды итальянского кино, премии David di Donatello, три премии Nastri d'Argento, премия Globo d'Oro, Ciak d'oro и награда на кинофестивале Tribeka Film Festival, за фильм с наибольшим количеством ремейков в истории кино.
Paolo Genovese è un regista, sceneggiatore e scrittore di talento che sa molto bene come emozionare il pubblico che lo segue. Dopo la laurea in Economia e Commercio ha lavorato in campo pubblicitario svolgendo un lavoro creativo che gli ha portato ad avere tantissime soddisfazioni e molti premi. Ma il vero talento non si accontenta mai se ha qualcosa da raccontare e condividere con il mondo. L'amore per il cinema e la scrittura gli hanno regalato la più bella soddisfazione alla quale, forse nel fondo del suo animo, aspirava. Il suo primo film "Incantesimo napoletano" infatti ha ricevuto nel 2001 i più prestigiosi premi cinematografici come il David di Donatello e due premi Globo d'oro. Il vero trionfo arriva poi nel 2016 con la commedia italiana "Perfetti sconosciuti", vincendo prestigiosi premi del cinema italiano, fra i quali il David di Donatello, tre Nastri d'Argento, un Globo d'Oro, un Ciak d'oro e il premio al Tribeka Film Festival, diventando in assoluto il film italiano con più remake nella storia del cinema.
Поэтому я сказал себе: вот эта идея описания отношений между людьми по мере их изменения, возможно, может быть передана через мобильный телефон, и таким образом родился фильм «Идеальные незнакомцы».
В своих многочисленных фильмах Вы показываете реальность, смешанную с иронией, которая волнует, помогает нам заглянуть в глубину души человека. Как рождаются идеи для Ваших фильмов, как, например, в случае с комедией «Идеальные незнакомцы», у которой многочисленные ремейки во многих странах мира?
Мои идеи возникают из наблюдения реальности. Мне нравится рассказывать окружающий мир, улавливать его аспекты и находить точку зрения, с помощью которой можно его описать. Нет идеи или точной отправной точки. Есть предложения, эмоции, которые оседают и входят в нас. Время от времени я пишу заметки, представляю предметы, нахожу интересные ситуации, рассказы и собираю их. Потом наступает момент, когда я решаю все это рассказать. Что касается моего фильма «Идеальные незнакомцы», идея родилась давно. Я хотел рассказать, как мало мы друг друга знаем, как мало люди, особенно родственники, друзья, не знают друг друга глубоко. Я ждал. Потому что должна была родиться идея, чтобы рассказать эту историю. И эта идея возникла из наблюдения за реальностью, наблюдения за тем, как в эти годы больше, чем в любой другой исторический период, один предмет, то есть телефон и технология, глубоко изменили нашу жизнь и наши отношения. Поэтому я сказал себе: вот эта идея описания отношений между людьми по мере их изменения, возможно, может быть передана через мобильный телефон, и таким образом родился фильм «Идеальные незнакомцы».
Оглядываясь назад в эпоху немого кино, мы можем сказать, что современное кино — это квинтэссенция технологической эволюции. Сегодня мы можем использовать камеру, встроенную в мобильный телефон, чтобы делать необычные снимки. В чем сила современного кино и что ждет его в будущем?
Конечно, с эпохи немого кино до сегодняшнего дня были сделаны гигантские шаги: сегодня фильм можно снимать даже с помощью мобильного телефона, и вам больше не нужен этот невероятный набор механизмов и фонарей прошлого. Технологии другие, появились дроны, невероятные спецэффекты: все инструменты, которые изменяют потенциал и возможности создания кино. Но я думаю, что истории остаются и всегда останутся в основе. Если у вас есть хорошая история, мобильного телефона может быть достаточно, чтобы ее рассказать. Но если у вас нет важной истории, всех спецэффектов в мире недостаточно, чтобы сделать хороший фильм. Поэтому я думаю, что в будущем кино будет все больше рассказывать о национальных историях отдельных стран, потому что нам всем любопытно узнать друг друга, но эта история должна быть написана на международном языке, который будет понятен каждому. Успех «Совершенных незнакомцев», например, я думаю, связан с тем, что это итальянская история, написанная универсальным языком, понятным для всех. Именно так произошло с фильмом «Parasite», получившим четыре «Оскара» и являвшимся уникальным случаем, когда он рассказал специфически корейскую историю, об особой культуре, написанную на международном языке и, следовательно, понятную для всех. На мой взгляд, будущее кино — это интернационализация местных историй.

Nei suoi numerosi film, Lei mostra una realtà mescolata con l'ironia, che emoziona, aiuta a guardarsi dentro e a riscoprire in ognuno di noi il profondo dell'animo. Come nascono le idee per i suoi film, come è accaduto con "Perfetti sconosciuti" da cui sono nati vari remake in molti paesi del mondo?
Per quanto mi riguarda, le mie idee nascono dall'osservazione della realtà. Mi piace raccontare il mondo che ci circonda, coglierne un aspetto e trovare un punto di vista attraverso il quale descriverlo. Non c'è mai un'idea o un punto di partenza preciso. Ci sono delle suggestioni, delle emozioni che si depositano ed entrano dentro di noi. Ogni tanto scrivo appunti, immagino dei soggetti, trovo delle situazioni, dei racconti interessanti e li raccolgo. Poi arriva un momento in cui decido di raccontare tutto questo. Per quanto riguarda il mio film "Perfetti sconosciuti", l'idea era nata tanto tempo fa. Mi sarebbe piaciuto raccontare quanto poco ci conosciamo, quanto poco le persone, soprattutto parenti, amici non si conoscono profondamente. Ho aspettato. Perché doveva nascere un'idea attraverso la quale narrare questa storia. E questa idea è venuta osservando la realtà, osservando come in questi anni più che in qualunque altro periodo storico un oggetto, cioè il telefono e la tecnologia stavano profondamente cambiando la nostra vita e i nostri rapporti. Allora mi sono detto: ecco, quell'idea di descrivere i rapporti tra le persone come cambiano, forse può essere narrata attraverso il cellulare e così è nato il film "Perfetti sconosciuti".
Guardando indietro agli anni dell'epoca del cinema muto possiamo affermare che il cinema moderno è la quintessenza dell'evoluzione tecnologica. Oggi possiamo utilizzare la telecamera incorporata in un telefonino riprendendo delle straordinarie immagini. Qual è la forza del cinema moderno e cosa attende il cinema nel futuro?
Sicuramente dal cinema muto ad oggi sono stati fatti passi da gigante: oggi un film si può fare addirittura con un cellulare e non serve più quell'impianto incredibile di macchinari e di luci di un tempo. Le tecnologie sono diverse, sono nati i droni e gli effetti speciali sono incredibili: tutti strumenti che ridisegnano le potenzialità e le possibilità di fare cinema. Però io penso che alla base restano e resteranno per sempre le storie. Se hai una buona storia ti può bastare veramente un cellulare per raccontarla. Ma se non hai una storia importante non bastano tutti gli effetti speciali del mondo per farla diventare un buon film. Per cui io penso che il cinema in futuro sarà sempre più un racconto delle storie nazionali dei singoli paesi, perché siamo tutti curiosi di conoscerci, però questo racconto va fatto con un linguaggio internazionale in grado di essere compreso da tutti. Il successo di "Perfetti sconosciuti", ad esempio, penso che sia dovuto al fatto che è una storia italiana fatta con un linguaggio universale, comprensibile a tutti. E' quello che è successo con il film "Parasite" che ha vinto quattro premi Oscar ed è stato un caso unico nel raccontare una storia specificamente coreana, di una cultura molto particolare, fatta con un linguaggio internazionale e quindi comprensibile a tutti. Il futuro del cinema, secondo me è l'internazionalizzazione delle storie locali.

Если у вас есть хорошая история, мобильного телефона может быть достаточно, чтобы ее рассказать. Но если у вас нет важной истории, всех спецэффектов в мире недостаточно, чтобы сделать хороший фильм.
Кино помогает людям размышлять о любви, воплощать мечты в реальность и искать себя. Насколько сложно сегодня снимать фильмы для думающей публики? Насколько требовательна сама итальянская публика?
Да, я согласен с Вами, что кино помогает задуматься. Думаю, что трудность заключается в том, чтобы сделать кино, которое оставит какой-то след в сознании людей после того, как фильм будет закончен. Это непросто, потому что мы должны не только столкнуться с оригинальной темой, но и сделать это так, чтобы что-то осталось внутри, и поэтому наше сравнение всегда таково: какую точку зрения дать истории, чтобы побудить людей задуматься, под каким углом подавать, чтобы найти новую пищу для размышлений. В конечном итоге это долг художника и интеллектуала.
Написание книги помогает освобождать наши мысли, преобразовать наше воображение и создать новые реальности и совсем недавно вышла Ваша новая книга «Супергерои». Больше всего Вы предпочитаете снимать кино или писать книгу?
Должен сказать, что снимать фильм или писать книгу — это разные вещи. В этом году вышла четвертая книга «Супергерои», и, к счастью, они всегда были успешными книгами. Мне трудно сказать, что я предпочитаю, потому что это два разных способа уметь выражать себя. Я люблю рассказывать истории, пытаясь разными способами попробовать свои силы. Кино — это история в образах, роман — это рассказ на словах, в котором используются совершенно разные инструменты, и у каждого есть свои трудности. Конечно, писать роман непросто, возможно, для меня это труднее, чем снимать фильм, потому что в фильме вам помогают музыка, образы, выражения актеров, их игра и множество инструментов для передачи эмоций, тогда как в романе у вас есть только слова. С помощью слов вы должны сделать музыку услышанной, вы должны заставить воспринимать выражения главных героев, вы должны почувствовать аромат этой истории. У вас есть только одно средство — Слова — они прекрасны, но их нужно хорошо рассказывать. Очевидно, красота письма в том, что оно дает вам полную свободу, вы можете писать где угодно, вы можете запереться в своей комнате, в офисе в одиночестве и вытащить готовую работу. В кино, однако, нужно много людей, гораздо более сложный производительный и творческий механизм.
Американская киноиндустрия считается одной из лучших в мире. Что вы думаете о кино других стран и, в частности, о российском кино? Хотели бы Вы снять фильм с участием российских актеров?
Русское кино очень интересно. Надо сказать, что я участвовал во многих фестивалях и мне посчастливилось увидеть много российских фильмов последнего периода; в частности, мне очень понравился фильм режиссера Балабанова «Брат», и это произвело на меня большое впечатление. Другой фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» — это поистине восхитительная поэзия, нежность и самоанализ. Но должен сказать, что проблема российского кино такая же, как и у итальянского: его не показывают в других странах. Немногие российские фильмы поступают в Италию, и, на мой взгляд, у российского кино могла бы быть своя ниша; например, «Нелюбовь» — это абсолютно интернациональный, трансверсальный фильм, который мог бы очень понравиться итальянской публике. Ради бога, его показали, но должного продвижения и толчка у него не было. Эта ситуация немного похожа и с итальянским кино, как с некоторыми греческими фильмами, которые очень хороши, и некоторыми испанскими фильмами, которые до нас не доходят. Я должен сказать, что только несколько европейских стран имеют возможность продвигать свои фильмы за пределами своей территории: французы — снимаю перед ними шляпу — хорошо продвигают свой кинематограф, а затем, очевидно, британцы, у которых есть преимущество языка. Что касается создания фильма с участием российских актеров, Россия, безусловно, очень интересная страна. Я был на премьере показа своего фильма как в Москве, так и в Санкт-­Петербурге: это красивая территория с кинематографической точки зрения, очень стимулирующая, так что, конечно, я бы хотел снять фильм в России, очевидно, что мне нужно снять международный проект, может быть, на русском или, может быть, на английском, с международной историей интеграции между странами. Я думаю, что каждый должен показать свой собственный мир, чтобы создать историю, в которой обе культуры так или иначе соприкасаются.
Il cinema aiuta l'uomo a riflettere sull'amore, a realizzare i sogni e a cercare se stessi. Quanto è difficile oggi fare cinema per un pubblico pensante? Quanto è esigente il pubblico italiano?
Sì, il cinema aiuta a riflettere. Credo che la difficoltà stia nel fare un cinema che lasci qualche segno nella mente delle persone, una volta che il film è finito. Cosa non facile perché non solo dobbiamo affrontare un tema originale ma dobbiamo farlo in modo tale da lasciare qualcosa dentro e quindi, il nostro confronto è sempre questo: che punto di vista dare a una storia per poter stimolare le persone a riflettere, quali angolazioni dare per trovare un nuovo spunto di riflessione. In fin dei conti questo è il dovere di un artista e di un intellettuale.
Scrivere aiuta a liberare i nostri pensieri, a trasformare la nostra fantasia e a creare nuove realtà. Da poco è uscito il suo ultimo libro "Supereroi. Servono i super poteri per amarsi tutta una vita". Tra un film e l'altro preferisce girare una scena o scrivere un libro?
Devo dire che girare un film o scrivere un libro sono due cose molto differenti. Quest'anno ho pubblicato il mio quarto libro "Supereroi. Servono i super poteri per amarsi tutta una vita" e fortunatamente sono sempre stati libri di successo. Per me è difficile dire cosa preferisco perché sono due modi diversi di raccontare. Amo raccontare storie cercando di cimentarmi in modalità diverse. Il cinema è un racconto per immagini, il romanzo è un racconto per parole dove si usano strumenti completamente diversi e ognuno ha le sue difficoltà. Certo, scrivere un romanzo non è semplice forse è più difficile per me che fare un film, perché nel film hai l'aiuto della musica, delle immagini, delle espressioni degli attori, della loro recitazione e di tanti strumenti per comunicare un'emozione, mentre in un romanzo hai soltanto le parole. Attraverso le parole devi far sentire la musica, devi far percepire le espressioni dei protagonisti, devi far sentire il sapore di quella storia. Hai un unico mezzo — le parole — che sono meravigliose, ma devono essere ben raccontate. Ovviamente la bellezza della scrittura è che ti dà completa libertà, puoi scrivere ovunque, puoi chiuderti nella tua stanza, nel tuo ufficio in solitudine e tirare fuori un'opera finita compiuta. Nel cinema, invece, hai bisogno di tante persone, di un meccanismo produttivo e creativo molto più complesso.
L'industria cinematografica americana è considerata tra le prime nel mondo. Cosa ne pensa Lei del cinema degli altri paesi ed in particolare del cinema russo? Le piacerebbe fare un film con un cast di attori russi?
Il cinema russo è molto interessante. Devo dire che ho preso parte a molti festival e ho avuto la fortuna di vedere molti film russi dell'ultimo periodo; in particolare, ho amato moltissimo il film del regista Balabanov "Brother" che mi ha molto colpito. Un altro film "Loveless", di Andrey Zvyagintsevv è di una poesia e di una dolcezza e di una introspezione veramente ammirabili. Però devo dire che il problema del cinema russo è lo stesso del cinema italiano: non viene esportato all'estero. In Italia arrivano pochi film russi e secondo me il mercato russo avrebbe delle possibilità non soltanto di nicchia; ad esempio "Loveless" è un film assolutamente internazionale, trasversale che sarebbe potuto piacere molto al pubblico italiano. E' stato mostrato, per carità, però non ha avuto la promozione e la spinta necessaria. Ma questo è come un po' per i film italiani, come alcuni film greci che sono molto belli, e alcuni film spagnoli che non arrivano a noi. Devo dire che solo poche nazioni europee hanno la capacità di promuovere i loro film al di fuori del loro territorio: i francesi — tanto di cappello — sono bravi a spingere la loro cinematografia e poi ovviamente gli inglesi che hanno il vantaggio della lingua. Per quanto riguarda l'ipotesi di fare un film con un cast di attori russi, chiaramente la Russia è un paese molto stimolante. Sono stato per la promozione del mio film sia a Mosca che a San Pietroburgo: è un territorio bellissimo cinematograficamente parlando, molto stimolante, quindi sicuramente mi piacerebbe girare un film in Russia, ovviamente dovrei avere un progetto internazionale girato forse in russo o forse in inglese, con una storia però internazionale di integrazione tra paesi. Io penso che ognuno debba portare il proprio mondo e quindi creare una storia dove ambedue le culture in qualche modo entrano in contatto.
Кино — это история в образах, роман — это рассказ на словах, в котором используются совершенно разные инструменты, и у каждого есть свои трудности.
Итальянское кино подарило миру множество шедевров, которые мы помним и сегодня. На ваш взгляд, чего именно не хватает итальянскому кино? Что бы Вы изменили в содержании фильмов, которые мы смотрим?
Я считаю, что итальянское кино осталось актуальным кинематографом, способным рассказать. Что произошло в последние годы, так это то, что наше кино очень мало экспортируется. Такой фильм, как «Идеальные незнакомцы», стал всемирным случаем, но к сожалению, довольно единичным случаем в итальянском кинематографе, потому что это история, которая выдвигается сама по себе и для предмета, который она затрагивает. Итальянские фильмы, которые экспортируются, становятся важными фильмами, если им удается выиграть призы в Каннах, Берлине или получить Оскар. Однако постоянного, системного экспорта итальянского кино, к сожалению, в последние годы не произошло. И для меня это большое сожаление, потому что путешествуя по миру со своими фильмами, я один из немногих счастливчиков, которым удается выходить и экспортировать кино по всему миру. Но я вижу, что итальянское кино нравится, и его можно было бы показать в других странах.
Обучать других — это процесс, который очаровывает многих режиссеров и актеров. Хотели бы Вы обучать кино? Что бы Вы сказали сегодняшним молодым людям, чтобы их мечты сбылись?
Преподавание — очень важная часть моей жизни. Я продолжаю обучать молодых людей режиссуре, актерскому и сценарному мастерству. Раньше я делал это постоянно, теперь из-за моей работы, которая часто заставляет меня оставаться вне дома, имея много обязательств, я провожу очень интенсивные мастер-­классы, максимум два-три дня, в различных важных школах как в Италии, так и в других странах. Важно не только то, чему я могу научить молодых людей, но и то, чему они могут научить меня. Это время для обмена опытом. Я не думаю, что есть старые или новые школы, на мой взгляд, каждый проект вызван обменом идей разных школ. Очень важно постоянно проходить курсы и обновлять себя, в работе такого рода полезно наблюдать различные школы и слышать мысли и разные способы рассказывания историй, а затем находить свой собственный путь.
Il cinema italiano in passato ha regalato al mondo tanti capolavori che ancor oggi ricordiamo. Secondo Lei, cosa manca al cinema italiano oggi? Cosa cambierebbe nei contenuti dei film che vediamo?
Io penso che il cinema italiano è rimasto un cinema di attualità, un cinema capace di raccontare. Quello che è successo negli ultimi anni è che il nostro cinema è stato esportato molto poco. Un film come "Perfetti sconosciuti" è diventato un caso mondiale, purtroppo un caso abbastanza isolato nella cinematografia italiana, perché è una storia che si è fatta avanti da sè e per il tema trattato. Dopodiché i film italiani che vengono esportati sono quei film importanti che riescono a vincere dei premi a Cannes, a Berlino o che vincono l'Oscar. Però una esportazione continua, sistemica del cinema italiano, purtroppo in questi ultimi anni non c'è. E questo per me è un grande rammarico, perché girando il mondo con i miei film, sono uno dei pochi fortunati che riesce ad uscire ed esportare il cinema in tutto il mondo. Però vedo che il cinema italiano piace e ci sarebbe spazio per portarlo in altri paesi.
Insegnare è un processo che affascina molti registi e attori. Le piacerebbe insegnare cinema ai giovani? Cosa direbbe ai giovani di oggi per realizzare i propri sogni?
Sicuramente l'insegnamento è una parte molto importante della mia vita. Continuo a insegnare ai giovani recitazione, sceneggiatura e regia. Prima lo facevo in maniera continuativa, adesso con il mio lavoro che mi porta spesso a stare fuori, avendo molto impegni, faccio delle master-­class, di massimo due-tre giorni, molto intensi, presso varie scuole importanti sia in Italia che all'estero. E' fondamentale non soltanto quello che io posso insegnare ai giovani ma anche quello che loro possono insegnare a me. E' un momento di condivisione e di travaso di esperienze. Non penso che ci siano vecchie o nuove scuole, secondo me ogni progetto è dato dalla contaminazione di scuole diverse. E' molto importante fare continuamente corsi e aggiornarsi, in un lavoro di questo genere è utile sentire le varie scuole di pensiero e diversi modi di narrare storie per poi trovare il proprio modo.
Некоторые эмоции, на мой взгляд, нужно пережить в полной концентрации, отдавая себя и посвящая два часа нашего времени истории, отключая мозг, отключая мобильные телефоны, делая только это: закрыв глаза и позволив себе погрузиться в чудесные истории, медленно смотреть, посвящая время, которое можно отдать только в кинотеатре.
Комедии никогда не теряли своей популярности, а вот снять комедийное кино сложно. Вы ­когда-­нибудь думали снять драматическое кино?
На самом деле, во всех пьесах всегда присутствует драматическая часть. В настоящей комедии есть драма. Смех часто возникает из-за драматической ситуации. Там, где нет драмы, нет комедии, но комедия — это очень благородный жанр. В комедийном фильме человек идет только смеяться, а в комедии — самоотождествляться. Очень часто отождествление тоже начинается с народных драм, но потом комедия смеется над этим. Другой жанр — драма, в которой действительно смешаны драма и комедия. Например, «Идеальные незнакомцы» считают dramedy, потому что комедийная часть — это глубокая часть драмы жизни. Я также думал о создании исключительно драматических фильмов: написал очень интересный сценарий, который надеюсь снять в ближайшее время.
Какие желания Вы хотели бы чтобы они исполнились в будущем?
В этот тяжелый момент для всего кинематографа, мое желание состоит в том, чтобы продолжать рассказывать истории для кино. Когда я говорю о кино, я имею в виду большой экран, кинотеатр. Я считаю, что появление платформ, с одной стороны, абсолютно выгодно для этого сектора: он создал много работы, много историй и много домашнего использования. Меняется способ получения удовольствия, который становится домашним. Но в то же время нельзя позволить театру умереть, потому что это важно для многих фильмов. Некоторые эмоции, на мой взгляд, нужно пережить в полной концентрации, отдавая себя и посвящая два часа нашего времени истории, отключая мозг, отключая мобильные телефоны, делая только это: закрыв глаза и позволив себе погрузиться в чудесные истории, медленно смотреть, посвящая время, которое можно отдать только в кинотеатре. К сожалению, домашний просмотр очень часто отвлекает, и мы должны время от времени выделять время для просмотра кино в зале. Поэтому я хочу продолжать снимать фильмы, которые выходят и которые люди могут пойти и посмотреть.
Известная фраза «Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры», отчасти отражает общую неискренность нашей жизни. Кино играет первостепенную роль: это не только развлечение, но и надежда. Что Вы думаете об этом?
То, что мир — это огромная сцена, абсолютно верно, и мы все действуем. Однако это слово не всегда должно иметь отрицательное значение. Действовать означает ставить себя определенным образом перед определенными ситуациями. Мы всегда это делаем, и иногда мы решаем отдать и показать свою самую лучшую часть, иногда мы решаем выявить нашу самую сложную часть, иногда мы закрываем себя и просто не хотим ничего показывать о себе, и поэтому мы разные, в этом смысле мы играем. Кроме того, сегодня есть социальные сети, которые являются еще одним прекрасным этапом в жизни, где мы снова можем изменить свое лицо, мы можем показать то, что хотим, мы можем дать разное представление о себе для каждой фотографии, для каждого сообщения. Кино остается большой надеждой, потому что кино, на мой взгляд, все еще способно заставить нас мечтать и испытывать самые желанные эмоции.
Le commedie non hanno mai perso la loro popolarità, però fare un film divertente è difficile. Hai mai pensato di fare un film drammatico?
In realtà in tutte le commedie c'è sempre una parte di dramma. La vera commedia ha in sé il dramma. Il riso spesso scaturisce da una situazione drammatica. Dove non c'è il dramma non c'è la commedia, ma il film comico è un genere nobilissimo e diverso. Nel film comico si va soltanto per ridere, mentre nella commedia ci si va a identificare. Molto spesso l'identificazione parte anche dai drammi delle persone, però poi la commedia ci ride sopra. L'altro genere è dramedy, quello che mischia veramente dramma e commedia. Ad esempio "Perfetti sconosciuti" è considerato un dramedy, perché una parte di commedia è una parte profonda del dramma della vita. Ho considerato di fare anche film esclusivamente drammatici: ho scritto una sceneggiatura che è molto interessante e che spero di realizzare a breve.
Quali sono i suoi desideri che Le piacerebbe realizzare in futuro?
In questo momento di grande difficoltà per il cinema il mio desiderio è di poter continuare a raccontare storie per il cinema. Quando dico il cinema intendo il grande schermo, la sala cinematografica. Trovo che l'arrivo delle piattaforme da un lato sia assolutamente benefico per questo comparto: ha creato tanto lavoro, tante storie e tanta fruizione casalinga. Il modo di fruire le storie sta cambiando, sta diventando più casalingo. Però, contemporaneamente, non dobbiamo far morire la sala perché è importante per alcuni film. Alcune emozioni secondo me vanno vissute in totale concentrazione regalandoci e regalando due ore del nostro tempo alla storia, staccando il cervello, staccando i cellulari, facendo soltanto quello: chiudendo gli occhi e facendosi trasportare dentro delle storie meravigliose, guardare con lentezza dedicando tempo e questo si può fare soltanto al cinema. Purtroppo la visione casalinga molto spesso è distratta e quindi dobbiamo mantenere ogni tanto un tempo per il cinema. Quindi il mio desiderio è di continuare a fare film che escano in sala e che le persone possano andare a vedere.
La celebre frase che "Tutto il mondo è un teatro e tutti gli uomini e le donne non sono che attori" in parte rispecchia l'insincerità generale nella nostra vita. Il cinema riveste un ruolo primario: non è solo divertimento ma anche speranza. Qual è il suo pensiero a riguardo?
Che il mondo sia un grandissimo palcoscenico è assolutamente vero e tutti quanti recitiamo. Non sempre però questa parola recitare deve avere una valenza negativa. Recitare vuol dire porsi in un determinato modo di fronte a determinate situazioni. Noi lo facciamo sempre e a volte decidiamo di dare e di far vedere la nostra parte più simpatica, a volte decidiamo di far emergere la nostra parte più dura, a volte ci chiudiamo e non vogliamo proprio far trasparire niente di noi, e quindi siamo diversi e in questo senso recitiamo. In più oggi ci sono i social che sono un altro grande palcoscenico della vita dove ancora una volta possiamo cambiare la nostra faccia, possiamo mostrare quello che vogliamo, possiamo dare un'idea di noi diversa per ogni foto, per ogni post. Il cinema rimane una grande speranza, perché il cinema è in grado ancora, secondo me, di farci sognare e provare le emozioni che più desideriamo.

Текст Irina Cafiero • Фото: Maria Manin