Кино помогает людям размышлять о любви, воплощать мечты в реальность и искать себя. Насколько сложно сегодня снимать фильмы для думающей публики? Насколько требовательна сама итальянская публика?
Да, я согласен с Вами, что кино помогает задуматься. Думаю, что трудность заключается в том, чтобы сделать кино, которое оставит какой-то след в сознании людей после того, как фильм будет закончен. Это непросто, потому что мы должны не только столкнуться с оригинальной темой, но и сделать это так, чтобы что-то осталось внутри, и поэтому наше сравнение всегда таково: какую точку зрения дать истории, чтобы побудить людей задуматься, под каким углом подавать, чтобы найти новую пищу для размышлений. В конечном итоге это долг художника и интеллектуала.
Написание книги помогает освобождать наши мысли, преобразовать наше воображение и создать новые реальности и совсем недавно вышла Ваша новая книга «Супергерои». Больше всего Вы предпочитаете снимать кино или писать книгу?
Должен сказать, что снимать фильм или писать книгу — это разные вещи. В этом году вышла четвертая книга «Супергерои», и, к счастью, они всегда были успешными книгами. Мне трудно сказать, что я предпочитаю, потому что это два разных способа уметь выражать себя. Я люблю рассказывать истории, пытаясь разными способами попробовать свои силы. Кино — это история в образах, роман — это рассказ на словах, в котором используются совершенно разные инструменты, и у каждого есть свои трудности. Конечно, писать роман непросто, возможно, для меня это труднее, чем снимать фильм, потому что в фильме вам помогают музыка, образы, выражения актеров, их игра и множество инструментов для передачи эмоций, тогда как в романе у вас есть только слова. С помощью слов вы должны сделать музыку услышанной, вы должны заставить воспринимать выражения главных героев, вы должны почувствовать аромат этой истории. У вас есть только одно средство — Слова — они прекрасны, но их нужно хорошо рассказывать. Очевидно, красота письма в том, что оно дает вам полную свободу, вы можете писать где угодно, вы можете запереться в своей комнате, в офисе в одиночестве и вытащить готовую работу. В кино, однако, нужно много людей, гораздо более сложный производительный и творческий механизм.
Американская киноиндустрия считается одной из лучших в мире. Что вы думаете о кино других стран и, в частности, о российском кино? Хотели бы Вы снять фильм с участием российских актеров?
Русское кино очень интересно. Надо сказать, что я участвовал во многих фестивалях и мне посчастливилось увидеть много российских фильмов последнего периода; в частности, мне очень понравился фильм режиссера Балабанова «Брат», и это произвело на меня большое впечатление. Другой фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» — это поистине восхитительная поэзия, нежность и самоанализ. Но должен сказать, что проблема российского кино такая же, как и у итальянского: его не показывают в других странах. Немногие российские фильмы поступают в Италию, и, на мой взгляд, у российского кино могла бы быть своя ниша; например, «Нелюбовь» — это абсолютно интернациональный, трансверсальный фильм, который мог бы очень понравиться итальянской публике. Ради бога, его показали, но должного продвижения и толчка у него не было. Эта ситуация немного похожа и с итальянским кино, как с некоторыми греческими фильмами, которые очень хороши, и некоторыми испанскими фильмами, которые до нас не доходят. Я должен сказать, что только несколько европейских стран имеют возможность продвигать свои фильмы за пределами своей территории: французы — снимаю перед ними шляпу — хорошо продвигают свой кинематограф, а затем, очевидно, британцы, у которых есть преимущество языка. Что касается создания фильма с участием российских актеров, Россия, безусловно, очень интересная страна. Я был на премьере показа своего фильма как в Москве, так и в Санкт-Петербурге: это красивая территория с кинематографической точки зрения, очень стимулирующая, так что, конечно, я бы хотел снять фильм в России, очевидно, что мне нужно снять международный проект, может быть, на русском или, может быть, на английском, с международной историей интеграции между странами. Я думаю, что каждый должен показать свой собственный мир, чтобы создать историю, в которой обе культуры так или иначе соприкасаются.