Наталья Игнатенко

Генеральный директор Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой»
Чтобы жить дальше, преодолеть грусть и печаль, необходимо работать вдвое, а то и втрое больше. В нашем коллективе работают люди увлеченные, всей душой преданные музыке, и именно в Фонде я нашла необходимую поддержку и подпитку, чтобы двигаться дальше.
Генеральный директор Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» Наталья Игнатенко признается, что после ухода великой Елены Образцовой в 2015 году появилась растерянность — что делать: продолжать начатое ею дело или закрыть Фонд?
Сам момент я пережила очень тяжело, — вспоминает Наталья Михайловна, — но потом мобилизовалась, пришло понимание, что продолжать деятельность Фонда мы просто обязаны. И более того — чтобы жить дальше, преодолеть грусть и печаль, необходимо работать вдвое, а то и втрое больше. В нашем коллективе работают люди увлеченные, всей душой преданные музыке, и именно в Фонде я нашла необходимую поддержку и подпитку, чтобы двигаться дальше.
Вот уже 5 лет как с нами нет Елены Васильевны. Четыре года Фонд работал при ее жизни. За 9 лет мы добились многого. В сфере нашей деятельности по-прежнему остаются многочисленные культурные и образовательные проекты, направленные на сохранение творческого наследия Елены Образцовой, развитие традиций отечественной музыкальной культуры и образования. Так, в Москве и Петербурге продолжаются сессии Международной творческой школы вокального мастерства Елены Образцовой с участием ведущих вокальных педагогов, режиссеров, преподавателей по актерскому мастерству и вокальной фонетике. Под нашим патронатом на базе «Пушкинской Гимназии на Пресне» с 2015 работает «Школа классического пения» под руководством доцента Московской консерватории им. П. И. Чайковского, Заслуженной артистки России Ларисы Рудаковой. Регулярно мы проводим Международные вокальные конкурсы Елены Образцовой: в один год — Конкурс молодых оперных певцов, в другой — Юных вокалистов. Оба к настоящему времени стали одними из наиболее крупных и авторитетных вокальных соревнований в России, заслужили высокую международную репутацию, которой мы очень дорожим.
Предстоящий год, по словам Натальи Михайловны обещает быть очень насыщенным. И в первую очередь внимание будет уделено 75-летию Великой Победы.
Быть в стороне от этого события мы никак не можем. Вой­на так или иначе коснулась каждого из нас. Сама Елена Образцова, 1939 года рождения, в детстве пережила ленинградскую блокаду. Иногда рассказывала нам об этом страшном времени. К юбилею Победы мы планируем провести концерты в разных городах России с условным названием «Я люблю тебя, жизнь!» — строчкой из стихотворения Константина Ваншенкина, символизирующей всю радость Победы. Ближайший концерт пройдет 7 мая в Концертном зале «Зарядье». Прозвучат песни военных и послевоенных лет. В те времена у нас была замечательная эстрада. Песни Дунаевского, Соловьева-­Седого, Блантера, Хренникова, Новикова, Мокроусова, Богословского, Листова, Фрадкина, Пахмутовой помогали в преодолении послевоенных трудностей, вдохновляли на созидание счастливого будущего, на подъем страны. Они буквально вдыхали жизнь в своих современников в то трудное время.
Проектов у Фонда много, и мы стараемся никого не забывать — проявлять заботу и внимание ко всем нашим лауреатам.
Что касается приглашений в концерты молодых исполнителей, то здесь, по словам Натальи, проблем не возникает совсем.
В 1999 году Елена Образцова учредила Международный конкурс молодых оперных певцов, который собирает лучшие голоса из разных стран, в первую очередь, из России и ближайшего зарубежья. Конкурсанты из Италии очень редко приезжают. Может быть потому, что в Италии много вокальных конкурсов или потому, что итальянские певцы лучше чувствуют себя именно в итальянском репертуаре.
Елена Васильевна была многожанровой певицей — прекрасно исполняла, кроме оперы, камерную музыку, старинные романсы и песни, в том числе, советские. Композитор Блантер говорил: «Елена Образцова — певица, которая умеет петь всё». И подспудно она искала эту многоплановость у молодых певцов. За прошедшее время, — а в этом году конкурсу исполнится 21 год, — мы открыли немало талантов. Лауреаты и призеры конкурса Образцовой — это потрясающие артисты, которые поют по всему миру на сценах лучших театров. И это очень радостно, — это говорит о том, что наша вокальная школа не подводит! Ильдар Абдразаков, Ирина Лунгу, Юлия Лежнева, Екатерина Семенчук, Георгий Гагнидзе, Екатерина Сюрина, Виталий Билый, Михаил Петренко, Владислав Сулимский, Василиса Бержанская… Эти имена лауреатов конкурсов Елены Образцовой широко известны поклонникам оперного искусства.
Проектов у Фонда много, и мы стараемся никого не забывать — проявлять заботу и внимание ко всем нашим лауреатам. И это счастье, что они всегда с радостью принимают наши приглашения. Фонд сотрудничает не только с лауреатами конкурсов Образцовой; мы приглашаем солистов «со стороны». Например, нам был срочно нужен баритон в один крупный проект: первое исполнение в России Кантаты Memoria Карла Дженкинса, — и мы нашли его в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-­Данченко. Это Антон Зараев. А в прошлом году в образовательно-­творческом проекте «Оперный класс» ярко проявил себя артист Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Чеблыков, который дебютировал в партии Алидоро в «Золушке» Россини. Теперь он участник многих наших концертов.

Среди главных событий 2020 года — два крупных Международных конкурса: VIII Международный конкурс юных вокалистов пройдет в июле в Санкт-­Петербурге. В нем участвуют дети и подростки от 9 до 17 лет.
— В этом конкурсе для нас, прежде всего, важна исполнительская уникальность. Такую высокую планку поставила еще Елена Васильевна, и мы ее держим. Надо сказать, на конкурсах Елены Образцовой всегда очень представительное жюри: знаменитые певцы, дирижеры, вокальные педагоги, режиссеры. Неизменно в жюри представители Италии: Федора Барбьери, Габриелла Туччи, Рената Скотто, Фьоренца Коссотто, Вериано Лукетти, Джузеппе Саббатини, Марчелло Аббадо, Бруно Пратико, Эрнесто Паласио, Рафаэлло де Банфилд, Сабино Леночи, Витторио Терранова… Один тот факт, что певец может показать себя им, дорогого стоит. Порой «за кулисами» конкурса разгораются настоящие битвы за того или иного исполнителя. Ведь главное — не пропустить талант, разглядеть даже в пока не окрепшем голосе настоящее дарование. Взять хотя бы Юлию Лежневу. В 16 лет она получила на детском конкурсе Гран-при, в 18 лет — вновь Гран-при — уже среди молодых оперных певцов. Или Валера Макаров, обладатель Гран-при 2014 года. Ему сейчас только 19 лет, а он уже солист Большого театра. Это феноменально!
Несколько лет назад у нас в жюри была Лариса Джексон — известный американский музыковед. Она возглавляет в Европе детский музыкальный фестиваль, так вот она тогда признала, что подобного уровня детских конкурсов нет нигде в мире! Немаловажно, что наши конкурсы проходят в лучших залах Санкт-­Петербурга с потрясающей акустикой — Малом и Большом залах филармонии, Академической капелле. Дети поют без микрофонов, а мы ведем прямые трансляции.
Статистика показывает, что конкурс юных вокалистов Елены Образцовой набирает обороты и сегодня среди его участников — представители не только России и стран СНГ, но и певцы из Европы, Америки, Японии, Китая, даже из ЮАР.
Ведь главное — не пропустить талант, разглядеть даже в пока не окрепшем голосе настоящее дарование.
Осенью 2020 года ожидается другой уникальный Международный конкурс Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-­При», который вновь возглавит один из самых знаменитых теноров последней четверти ХХ века, почетный доктор 16 университетов Хосе Каррерас. В его репертуаре — 66 опер и более 600 концертных произведений всех эпох и стилей, от барокко до современной музыки.
— Надо сказать, что я несколько раз обращалась к Маэстро с предложением учредить свой конкурс, — улыбается Наталья. — Он постоянно отказывался, мол, это не его. Но три года назад при встрече я все же робко спросила: а Вы бы хотели стать Президентом конкурса? И вдруг он ответил: да, хочу!»
Год мы готовили Первый конкурс, он был чисто теноровый. Этот проект стал продолжением начинания Елены Образцовой, которая в свое время провела три специальных конкурса: для теноров «Памяти Лучано Паваротти», для меццо-­сопрано «Памяти Федоры Барбьери», испанской камерной музыки «Памяти Кончиты Бадиа» и думала продолжать эту работу.
Помню, когда мы встречали Хосе Каррераса в аэропорту, он спросил у меня: «А сколько человек заявилось на конкурс?» «80», — ответила я. «Я и не знал, что в мире вообще столько теноров есть», — улыбнулся Каррерас. В итоге в сентябре 2018 года в Московском музыкальном театре «Геликон-­опера» состоялся Международный конкурс Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-­При». Лауреатами стали Шота Чибиров, Евгений Либерман, Роман Арндт. Гран-при Хосе Каррерас вручил молодому артисту Иркутского музыкального театра Андрею Данилову, который после конкурса получил приглашение в Берлинскую оперу.
Среди основных направлений деятельности Фонда — Специальные премии для ветеранов оперного искусства и молодежи. В 2018 году появилась еще одна — «Легенда оперы». Премией награждаются выдающиеся оперные певцы и музыканты, чьи имена составляют гордость мировой музыкальной культуры. Первыми лауреатами премии стали Хосе Каррерас и Илеана Котрубас. Для премии была создана особая награда — бронзовая статуэтка Елены Образцовой в образе Кармен работы известного скульптора Андрея Коробцова.— В этом году конкурс пройдёт с 14 по 20 сентября. Эти даты выбрал сам Маэстро — освободил их специально для нашего конкурса, который расширился до 5 номинаций. Мы решили не повторяться, не обижать другие голоса и сделать аналогичный теноровому конкурс для сопрано, меццо-­сопрано, баритонов и басов. Если появится очень яркий исполнитель, то будет еще и Гран-при.

Это, конечно, огромная нагрузка. Организация отнимает очень много сил. Во время таких конкурсов коллектив Фонда работает буквально круглосуточно. Помогают волонтёры — студенты, наши лауреаты. У нас уже сформировался целый пул волонтеров. Некоторые специально берут на это время отпуск. Это наши друзья: Сергей Зайцев из Мюнхена, Елена Жовникова из Таллинна, Катя Дейнинг из Санкт-­Петербурга.
Конечно, конкурс — дело недешевое. Важно, что нас поддерживают Правительство России, Министерство культуры. В 2019 году Конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой прошел при поддержке Фонда Президентских грантов. Не менее значимы для нас наши благотворители. Это, прежде всего, Газпромбанк и Андрей Акимов, Международный благотворительный фонд «Константиновский» и Геннадий Явник, Фармацевтическая компания Герофарм и Петр Родионов. В 2012 году я познакомила Петра Родионова с Еленой Образцовой, и с тех пор он ежегодно выделяет Фонду крупную сумму именно на конкурсы.
В числе наших любимых творческих проектов — концерты в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка». Это место знаковое не только для культурной жизни нашей страны, но и для всего мира. Оно связано с жизнью и творчеством великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова. Значительный период его жизни, с 1890 по 1917 год, был связан с этой усадьбой. Здесь им написаны почти все романсы, зарождались и получали первоначальное воплощение многие творческие замыслы. Идея проекта «Фонд Елены Образцовой — Рахманинову» родилась в 2016 году после моего знакомства с Генеральным директором «Ивановки», уникальным человеком, подвижником Александром Ивановичем Ермаковым. За прошедшие годы в Ивановке побывали известные музыканты: Дмитрий Корчак, Любовь Петрова, Николай Диденко, Михаил Петренко, Владимир Байков, Александр Покидченко, Дмитрий Сибирцев, Елена Савельева, Марина Шутова, Ксения Вязникова, лауреаты конкурсов юных вокалистов Елены Образцовой.
Главной задачей «Фонда Елены Образцовой» является не только открытие, но и поддержка и дальнейшее продвижение молодых талантливых исполнителей. Деятельность Благотворительного фонда Елены Образцовой отмечена Грамотами Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Профсоюзного комитета Администрации Президента РФ и Управления делами Президента РФ «За вклад в развитие русской исполнительской вокальной школы».
— Наша цель — раскрыть талант, дать ему реализоваться. Мы видим, что наши усилия не напрасны, и мы будем продолжать эту работу. Останавливаться не собираемся. Все еще впереди!