Марчелло Де Вито

Президент Капитолийского собрания
Мы попросили Марчелло Де Вито рассказать о городском Парламенте, о проблемах Рима и когда же, наконец, можно увидеть туристов, в том числе и российских, в итальянской столице.
Abbiamo chiesto a Marcello De Vito di parlare dell'Assemblea Capitolina, dei problemi di Roma e di quando, finalmente, si potranno vedere i turisti, russi compresi, nella capitale italiana.

Марчелло Де Вито родился в Риме 23 июля 1974 года, там же учился и закончил Университет, юридический факультет. Там же увлекся политикой. Вся жизнь этого человека связана и посвящена итальянской столице. В 2013 году он решил баллотироваться на пост мэра Рима, занял третье место, уступив Игнацио Марино из Демократической Партии, но вошел в совет Капитолийского собрания (Assemblea Capitolina), аналога Городской Думы, став лидером оппозиции от Движения «5 звезд». В 2016 году он снова участвовал в выборах мэра, и тогда представитель Движения «5 звезд» Вирджиния Раджи стала мэром города, а Марчелло Де Вито стал президентом Капитолийского собрания. Начав активно заниматься политикой в Движении «5 звезд», недавно Де Вито перешел в партию «Вперед, Италия!» (Forza Italia), основанную и возглавляемую Сильвио Берлускони.
Marcello De Vito è nato a Roma il 23 luglio 1974, dove ha studiato e si è laureato in Giurisprudenza. E' stato allora che ha iniziato a interessarsi di politica. Tutta la vita di quest'uomo è legata e dedicata alla capitale italiana. Nel 2013 decide di candidarsi a sindaco di Roma, arrivato terzo dietro a Ignazio Marino del PD, ma viene eletto consigliere dell'Assemblea Capitolina, diventando capogruppo del Movimento 5 stelle. Nel 2016 si è nuovamente candidato alle elezioni a Roma, quando il rappresentante del Movimento 5 Stelle, Virginia Raggi diventa sindaco della città, e Marcello De Vito diventa presidente dell'Assemblea Capitolina. Recentemente De Vito ha lasciato il Movimento ed è passato a Forza Italia.
Президент играет фундаментальную роль связи между Ассамблеей и городским Советом (правительством), обеспечивая отношения первой со вторым.
Что такое Капитолийское собрание и какие функции оно выполняет?
Капитолийское собрание — это коллегиальный орган, состоящий из мэра и 48 советников, избираемых горожанами, которые занимают свои должности в течение 5 лет. Он выполняет функции политико-­административного руководства и контроля, принимает уставы, постановления и бюджеты.
Что вы, как президент, должны сделать? Трудно ли управлять различными политическими силами?
Президент, вторая по значимости должность после мэра, представляет Ассамблею и координирует заседания Совета, обеспечивая их планирование и направляя их работу. Во время заседаний он предоставляет слово членам совета, которые просят об этом, и оглашает результаты голосования. Это важная роль, которая требует большой уравновешенности. Это, с одной стороны, техническая роль — поскольку она предполагает знание процедур, по крайней мере, той части процедуры, которая касается утверждения актов и, в частности, обсуждений на заседаниях (и здесь мне помогает forma mentis адвоката) — с другой стороны, политико-­институциональная роль.
Президент играет фундаментальную роль связи между Ассамблеей и городским Советом (правительством), обеспечивая отношения первой со вторым), поскольку президент и конференция руководителей групп (сформированная с капитолийскими советниками) должны обеспечить необходимый «процедурный осмос», который позволяет своевременно и правильно планировать акты Совета, подлежащие утверждению в Ассамблее. Подумайте о том, что из 830 резолюций, утвержденных в течение срока полномочий, более 90% — это предложенные резолюции Совета: это дает вам представление о том, какую работу предстоит проделать.
Но от президента также требуется особое политическое чутье, поскольку на заседаниях, по каждому акту среди различных групп определяются очень точные политические балансы, и президент должен быть строго корректным, уравновешенным арбитром, руководствующимся знанием правил и здравым смыслом, способным правильно и беспристрастно направлять игру по отношению к разным сторонам, даже когда приходится быть жестким: я, например, выгонял с заседаний как советников оппозиции, так и советников большинства. Наконец, президент представляет Ассамблею избранных представителей столицы, что немаловажно. Я надеюсь, что мои коллеги думают, что я выполнял эту роль умело, компетентно и сбалансированно. Мне часто не хватало реального диалога с Советом, но я считаю, что выполнил свой долг, и цифры это подтверждают. Я чувствую себя на месте.
Cos'è L'Assemblea Capitolina, che funzioni svolge?
L'Assemblea Capitolina è un organo collegiale composto dal sindaco e da 48 consiglieri eletti dai cittadini, riuniti in gruppi consiliari, che rimangono in carica per 5 anni. Svolge funzioni di indirizzo e di controllo politico-­amministrativo e provvede all'adozione di statuti, regolamenti, bilanci.
Lei, come Presidente, cosa deve fare? È difficile gestire diverse forze politiche?
Il presidente, la seconda carica dopo il sindaco, rappresenta l'Assemblea e coordina le sedute di Consiglio garantendone la calendarizzazione e dirigendone i lavori. Durante le sedute, concede la parola ai consiglieri che ne fanno richiesta e proclama il risultato delle votazioni. È un ruolo importante e che presuppone grande equilibrio. Un ruolo tecnico per un verso — in quanto presuppone la conoscenza delle procedure, almeno di quella parte dell'iter procedimentale che riguarda la fase di approvazione degli atti ed in particolare delle delibere in Aula (e su questo la forma mentis da avvocato ha aiutato) — e un ruolo politico-­istituzionale per l'altro.
Il presidente svolge una funzione di collegamento fondamentale tra l'Assemblea e la Giunta (curando i rapporti della prima con la seconda), poiché il presidente e la conferenza dei capigruppo (formata da consiglieri capitolini) devono garantire la necessaria «osmosi procedimentale» che consenta di pianificare e di calendarizzare, in tempi e modi corretti, gli atti di Giunta da approvare in Aula. Consideri che delle 830 delibere circa approvate nella consiliatura, oltre il 90% sono proposte di delibera di Giunta: questo le dà la misura del lavoro da svolgere.
Ma al presidente è richiesto anche di avere una particolare sensibilità politico/istituzionale dal momento che in Aula, tra i vari gruppi, su ogni atto si determinano equilibri politici ben precisi e il Presidente deve essere rigorosamente un arbitro corretto, equilibrato, guidato dalla conoscenza del regolamento e dal buon senso, capace di dirigere il gioco correttamente e con grande imparzialità nei confronti delle parti anche quando deve essere duro: ho escluso dall'Aula indifferentemente consiglieri di opposizione, come consiglieri di maggioranza. Infine, il Presidente rappresenta l'Assemblea degli eletti della Capitale; non è poco.
Ecco, mi piacerebbe che i colleghi pensassero che ho svolto questo ruolo con conoscenza dei requisiti, con competenza e con equilibrio. Mi è spesso mancato un dialogo vero con la Giunta, ma credo in ogni caso di aver fatto il mio dovere e i numeri lo confermano. Mi sento a posto.
Я убежден, что Берлускони был великим новатором итальянской политики, и я благодарю его за то, что он принял меня в очень сплоченную команду, частью которой я стал.
Как было работать во время пандемии, с какими трудностями вы столкнулись?
Без сомнения, самым сложным был момент, когда 12 марта прошлого года был объявлен карантин. Через несколько дней, 17 числа того же месяца, постановление правительства сделало возможной работу в режиме видеоконференции, и наш административный механизм продемонстрировал высокую эффективность, позволив нам в кратчайшие сроки создать систему для того, чтобы гарантировать непрерывность работы Ассамблеи. С 26 марта, когда состоялось первое заседание совета в режиме видеоконференции, мы стали одним из первых муниципалитетов, принявших этот новый метод работы, в ходе которого было принято более 100 решений.
Каковы самые большие проблемы Рима? Как вы пытались решить эти проблемы, и что было бы лучшим решением?
Это правда, я имел дело со многими проблемами. Я считаю, что управление Римом, при всей его сложности, обязательно требует универсальности. Я занимался вопросами производственной деятельности, торговли, туризма, спорта, мобильности и умного города, городских тендеров, бюджетом и субсидиями. На самом деле много чего. Я надеюсь, что этот опыт может быть полезным и дальше. В последнее время я много занимался вопросами торговли в общественных местах, связанных не только с «no Bolkestein» (Закон, принятый ЕК в 2006, носит имя Фрица Болкештейна, прим Ред), которые всегда отстаивала M5S, но и с применением Декрета № 34/20 (M5S также проголосовала в парламенте за него), который предусматривает продление лицензий до 2032 года. Я считаю, что здесь мэр и Андреа Койа допустили серьезную ошибку. И серьезную ошибку допустило большинство M5S, когда 12 марта заняли мое место вместе с Пачетти и Феррарой, чтобы помешать голосованию по моему предложению, которое шло в этом направлении. У них не было большинства, чтобы «выступить против» демократическим путем. Это было серьезное нарушение демократии. Такое поведение еще можно было бы представить от оппозиции. Для меня этот момент, это «поименное голосование» (поскольку электронное голосование было физически заблокировано), стало кульминационным моментом Совета. Вот такие страсти происходят у нас.
Come è stato gestire la pandemia, quali difficoltà avete avuto?
Senza dubbio il momento più difficile è stato quando, il 12 marzo, è stato decretato il lockdown. Pochi giorni dopo, il 17 di quello stesso mese, un Decreto del governo ha consentito di lavorare in videoconferenza e la nostra macchina amministrativa ha dato prova di grande efficienza consentendo in tempi brevissimi la realizzazione di un sistema per operare garantendo la continuità del lavoro dell'Assemblea. A partire dal 26 marzo, data in cui si è svolto il primo consiglio in videoconferenza — siamo stati tra i primi Comuni ad adottare questa nuova modalità di lavoro, durante la quale sono state approvate più di 100 delibere.
Quali sono i maggiori problemi di Roma? Come ha cercato di risolverli e quale sarebbe la soluzione migliore?
— È vero, mi sono occupato di tanti temi. Credo che amministrare Roma, nella sua complessità, richieda necessariamente questa poliedricità. Mi sono occupato di attività produttive, commercio, turismo, sport, mobilità e smart city, lavori pubblici, fino ad arrivare al bilancio ed alle partecipate. Tante cose in effetti. Spero di poter mettere ancora a disposizione questa mia esperienza.
Recentemente mi sono appassionato alla battaglia sul tema del commercio su area pubblica, legato non solo al «no Bolkestein» che il M5S aveva sempre difeso, ma anche all'applicazione del decreto Rilancio n. 34/20 (peraltro votato in Parlamento anche dal M5S) che prevede l'estensione delle licenze sino al 2032. Credo che qui la Sindaca e Andrea Coia abbiano fatto un grave errore. E grave errore lo ha fatto soprattutto la maggioranza M5S quando il 12 marzo scorso ha occupato il mio scranno, con Pacetti e Ferrara, per impedire la votazione della mozione a mia prima firma che andava in quel senso, non avendo la forza dei numeri per «opporsi» in maniera democratica. Grave, molto grave. Perché la maggioranza dovrebbe appunto «guidare» con la forza dei numeri, non con comportamenti di quel tipo che — ferma restando l'intollerabilità — al limite l'opposizione potrebbe inscenare. Ecco per me quel momento, quel «si proceda per appello nominale al voto» (perché il voto elettronico era impedito fisicamente), è stato un momento alto della consiliatura.
Столица, как наша, должна иметь особый статус, возможность принимать законы, иметь прямой доступ к транспортным фондам, а также к европейским фондам.
Вы были самым голосуемым представителем «5 Звезд» в Риме, а теперь перешли в партию «Вперед Италия». Что заставило вас покинуть Движение и почему вы выбрали партию Сильвио Берлускони?
До того, как я решил заняться политикой в 2012 году, Forza Italia всегда была моим политическим ориентиром: я голосовал за Тайяни в качестве мэра в 2001 году и наконец, я голосовал за «Партию Свободы» Сильвио Берлускони в 2008 году, как в Риме, так и в парламенте. В 2012 году, разочарованный политикой того времени, отмеченной скандалами и навязанным Европой техническим правительством, я был очарован Движением 5 Звезд, которое принесло на сцену новую струю. Я много для них сделал, но пришло время вернуться к истокам, причем без сожаления. Я убежден, что Берлускони был великим новатором итальянской политики, и я благодарю его за то, что он принял меня в очень сплоченную команду, частью которой я стал.
Италия — туристическая страна, и особенно ее столица Рим. Как обстояли дела без туристов в прошлом году? Как вы прогнозируете этот сезон с возвращением туристов?
Туризм, несомненно, является одной из стратегических отраслей для нашего города; отрасль, которая по этой причине не может и не должна быть недооценена. Но чтобы стимулировать возвращение туристов и поощрять пребывание их в городе, особенно на этом деликатном этапе после Ковида, необходимо вернуть Риму заслуженное звание наравне с другими европейскими столицами.
Это то, о чем я просил уже много лет. Я хочу сказать, что такой город, как наш, не может руководствоваться «Единым законом городов», которым руководствуется любой муниципалитет. Столица, как наша, должна иметь особый статус, возможность принимать законы, иметь прямой доступ к транспортным фондам, а также к европейским фондам. Все это для того, чтобы предложить посетителям те возможности, которые должна гарантировать такая великая столица, как Рим: работающий общественный транспорт, чистота и порядок в городе, безопасность в каждом районе, особенно в периферийных, привлекательные культурные программы. И это только некоторые из возможностей, которые призвана предложить наша столица. Именно поэтому я уже давно не упускаю возможности решительно заявить о необходимости зарезервировать за столицей Италии особые ресурсы и полномочия, которые ей нужны для работы в таких стратегических секторах, как окружающая среда, транспорт, планирование, закупки.
Если к скудным ресурсам добавить еще неспособность нынешнего большинства на Капитолийском холме осуществлять планирование, которое было бы необходимо для приема туристов и меры по продлению их пребывания в городе, мы поймем, как много еще предстоит сделать, чтобы вернуть туризм к тем 20 миллионам посетителей, к которым привыкли римляне!
Lei era il più votato pentastellato a Roma, adesso è passato al Forza Italia. Cosa lo ha spinto a lasciare il Movimento? Perché ha scelto Forza Italia?
Prima che decidessi di fare politica, nel 2012, quella di Forza Italia era sempre stata la mia area politica di riferimento: votai per Tajani sindaco nel 2001, infine il voto al PDL nel 2008, sia a Roma che in Parlamento. Nel 2012, deluso da una stagione politica contrassegnata da scandali e da un governo di commissariamento imposto dall'Europa, rimasi colpito dal M5S che portò contenuti nuovi sulla scena. E adesso ritorno alle origini, senza rimpianti. Sono convinto che Berlusconi è stato un grande innovatore della politica italiana e lo ringrazio per avermi accolto all'interno di una squadra affiatatissima e della quale sono orgoglioso di fare parte.
L'Italia è un paese turistico, e soprattutto la sua capitale Roma. Come è stata la situazione senza turisti l'anno scorso? Come prevedete questa stagione con il ritorno di turisti?
Il turismo è senza dubbio uno tra i settori strategici per la nostra città; un settore che, per questo, non può e non deve essere sottovalutato. Ma per favorire il ritorno dei turisti e promuovere i soggiorni in città soprattutto in questa fase delicata post-­Covid è necessario riportare Roma al rango che merita, al pari delle altre Capitali europee. E' quello che chiedo da anni. Voglio dire che una città come la nostra non può essere amministrata con gli stessi poteri che il Testo Unico degli Enti Locali riserva ad un qualsiasi Comune. Una Capitale come la nostra deve poter legiferare, avere accesso diretto ai fondi per il trasporto così come ai fondi europei e così via. Tutto questo per poter offrire ai visitatori quelle opportunità che una grande Capitale come Roma deve poter garantire: un servizio di trasporto pubblico che funzioni, la pulizia e il decoro della città, la sicurezza in ogni quartiere specialmente in quelli periferici, programmi culturali invitanti e che sono solo alcune delle possibilità che la nostra Capitale è chiamata ad offrire. E' per questo che da tempo non perdo occasione per ribadire con forza la necessità di riservare alla Capitale d'Italia risorse e poteri speciali che le spettano per poter lavorare su settori strategici come l'Ambiente, i trasporti, la Pianificazione, gli Appalti.
Se poi alle scarse risorse aggiungiamo l'incapacità dell'attuale maggioranza in Campidoglio di produrre quella progettualità che invece sarebbe stata necessaria per accogliere turisti invitandoli a prolungare i soggiorni in città, ci si rende conto di quanto ci sia da lavorare per riportare il turismo a quei 20mln. di visitatori cui i romani erano abituati!

Текст: Евгений Уткин