Президент Евразийской палаты национальных культурных ценностей, заместитель Председателя Общественного совета ЦАО г. Москвы, эксперт Международной Ассамблеи крупных городов и столиц, Эксперт ООПН «Безопасная столица» — Александр Швейдель рассказал нашему журналу об основных направлениях своей многогранной деятельности и о новых целях и задачах в непростых геополитических условиях.
Александр, Вы работает на рынке страхования и безопасности в сфере культуры уже не одно десятилетие и Вас без преувеличения можно назвать самым авторитетным человеком по этим темам, в России. Что, на Ваш взгляд, на сегодняшний день, является наиболее актуальной проблемой? На какие аспекты в первую очередь надо обратить внимание?
Хочу сказать сразу: существует два принципиально разных вида страхования в искусстве — это страхование культурной ценности и страхование ответственности экспертов и оценщиков. Так, страхование культурных ценностей — это традиционный вид страхования. В нашей стране им занимаются всего несколько крупных страховых компаний, которые страхуют как предметы, находящиеся в государственных собраниях, так и предметы, находящиеся в частных собраниях и коллекциях. Культурные ценности по данному виду страхуются от полной утраты и повреждения.
А что требуется для того, чтобы застраховать предмет искусства?
Необходимо указать его стоимость — страховую сумму, которую можно определить только после проведения необходимых технико-технологических и искусствоведческих экспертиз. В экспертных заключениях будет указано: общее описание предмета, его размеры и используемые материалы, определено время и место создания, установлено авторство, определена сохранность, а так же указано, какое значение имеет предмет: музейное, коллекционное, интерьерное или др. Далее делается оценка предмета, после проведения которой предмет можно страховать.
Какие основные проблемы в этой сфере?
Согласно действующему законодательству, все оценщики входят в так называемое СРО — саморегулируемые организации, — и их профессиональная ответственность должна быть застрахована, так же как же, как и у нотариусов. А вот с экспертами дело обстоит гораздо хуже. Они не подлежат обязательному страхованию профессиональной ответственности, в этом как раз и заключается проблема!
Эксперт-искусствовед и эксперт-технолог выдают заключения, на основании которых делается оценка и, по сути, никакой ответственности за возможную ошибку они не несут. Хотя по той или иной причине эксперты могут ошибаться и достаточно часто ошибаются делая свои выводы, вводя в заблуждение сначала оценщика, а затем покупателя.
На мой взгляд, всех экспертов по культурным ценностям необходимо вносить в Единый государственный реестр и их профессиональную ответственность нужно страховать. Все сделки с культурными ценностями должны подлежать обязательному нотариальному заверению. Если это сделать, то оборот культурных ценностей на территории Российской Федерации будет постепенно выведен из тени и вследствие этого, приобретать предметы искусства станет намного безопаснее!