Александр Швейдель

Заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ

Существует два принципиально разных вида страхования в искусстве — это страхование культурной ценности и страхование ответственности экспертов.


Президент Евразийской палаты национальных культурных ценностей, заместитель Председателя Общественного совета ЦАО г. Москвы, эксперт Международной Ассамблеи крупных городов и столиц, Эксперт ООПН «Безопасная столица» — Александр Швейдель рассказал нашему журналу об основных направлениях своей многогранной деятельности и о новых целях и задачах в непростых геополитических условиях.
Александр, Вы работает на рынке страхования и безопасности в сфере культуры уже не одно десятилетие и Вас без преувеличения можно назвать самым авторитетным человеком по этим темам, в России. Что, на Ваш взгляд, на сегодняшний день, является наиболее актуальной проблемой? На какие аспекты в первую очередь надо обратить внимание?
Хочу сказать сразу: существует два принципиально разных вида страхования в искусстве — это страхование культурной ценности и страхование ответственности экспертов и оценщиков. Так, страхование культурных ценностей — это традиционный вид страхования. В нашей стране им занимаются всего несколько крупных страховых компаний, которые страхуют как предметы, находящиеся в государственных собраниях, так и предметы, находящиеся в частных собраниях и коллекциях. Культурные ценности по данному виду страхуются от полной утраты и повреждения.
А что требуется для того, чтобы застраховать предмет искусства?
Необходимо указать его стоимость — страховую сумму, которую можно определить только после проведения необходимых технико-­технологических и искусствоведческих экспертиз. В экспертных заключениях будет указано: общее описание предмета, его размеры и используемые материалы, определено время и место создания, установлено авторство, определена сохранность, а так же указано, какое значение имеет предмет: музейное, коллекционное, интерьерное или др. Далее делается оценка предмета, после проведения которой предмет можно страховать.
Какие основные проблемы в этой сфере?
Согласно действующему законодательству, все оценщики входят в так называемое СРО — саморегулируемые организации, — и их профессиональная ответственность должна быть застрахована, так же как же, как и у нотариусов. А вот с экспертами дело обстоит гораздо хуже. Они не подлежат обязательному страхованию профессиональной ответственности, в этом как раз и заключается проблема!
Эксперт-­искусствовед и эксперт-­технолог выдают заключения, на основании которых делается оценка и, по сути, никакой ответственности за возможную ошибку они не несут. Хотя по той или иной причине эксперты могут ошибаться и достаточно часто ошибаются делая свои выводы, вводя в заблуждение сначала оценщика, а затем покупателя.
На мой взгляд, всех экспертов по культурным ценностям необходимо вносить в Единый государственный реестр и их профессиональную ответственность нужно страховать. Все сделки с культурными ценностями должны подлежать обязательному нотариальному заверению. Если это сделать, то оборот культурных ценностей на территории Российской Федерации будет постепенно выведен из тени и вследствие этого, приобретать предметы искусства станет намного безопаснее!
Также мы хотим сделать общедоступной Всероссийскую нотную библиотеку для симфонических оркестров и инициировать Законопроект «Об освещении культурной жизни Страны» для обязательного предоставления печатных площадей и эфирного времени профессиональным критикам в различных сферах культуры. Еще один законопроект «О статусе музейных вещей по авторским правам» должен повысить контроль за качеством музыкальных инструментов российских производителей, закупаемых в рамках госзакупок и создать профессиональный экспертный совет, по оценке качества закупаемой продукции. Так что дел и планов у нас очень много.
А каких результатов Вы ожидаете достичь в рамках вашей деятельности? И, вследствие этого почему возник вопрос именно о создании первого общественно-­музейного выставочного центра современной фотографии?
В современном мире, помимо решения вопросов безопасности и сбалансированного развития общества, особенно актуальным является вопрос индивидуальной самореализации отдельной личности. Самореализации не только в смысле социального предназначения, общественного служения, но и в творческом смысле — реализации себя как художника, фотографа, автора современной фотографии. Технический и экономический прогресс сформировали предпосылки для творческой самореализации человека и его развития в новом для него измерении. И это творческое измерение является одной и возможных целей существования человечества. Наиболее молодым и универсальным видом искусства, мировым лидером по количеству своих адептов, является фотография. Именно она формирует сегодня огромный культурный пласт, который получат в качестве наследия наши потомки. Однако, в нашей стране, где существует огромная армия фотолюбителей, художников фотографии, практически отсутствуют институции, способные представить, изучить и сохранить наиболее важные феномены современной отечественной фотографии для будущего. Те, редкие государственные и муниципальные фотографические музеи, что сегодня существуют в нашей стране, занимаются исследованием и презентацией феноменов фотографии дореволюционного, советского и постсоветского прошлого, но, как правило, не настоящего времени. Именно поэтому я горячо поддерживаю инициативу Общественного Продюсерского Центра по созданию в нашей стране первого Общественного Музея Фотографии.
Такой Музей, действующий на совершенно новых экономических принципах, будет способен придать новый импульс к развитию творческих процессов в нашей стране, он создаст механизм творческих «лифтов» и станет институтом признания заслуг выдающихся людей в современной отечественной фотографии.

Большинство предметов, находящихся в музейных экспозициях и запасниках, а так же в частных собраниях и коллекциях на сегодня не застраховано.
А как к Вам вообще пришла идея создания Общественного Музея современной фотографии?
Идеей меня заразил (в самом хорошем смысле) мой друг Николай Канавин — основатель Центра развития Российской фотографии ПроЛаб, известный продюсер и общественный деятель, а ныне — Президент Общественного Продюсерского Центра. Реализуемые им проекты и инициативы находят широкую поддержку как у авторов и творцов фотографических проектов, так и у общественных организаций: Международного общественного фонда «Российский фонд Мира», Общественной Палаты РФ, Общественного совета при Министерстве культуры РФ, где я являюсь Заместителем Председателя, и многих других.
В качестве примера хочу привести проект ПроЛаба и Общественного Продюсерского Центра «Галерея в моем городе». Идея состоит в том, что бы в каждом городе нашей страны существовала фотографическая Галерея под открытым небом. Создание сети таких Галерей (подобно сети кинотеатров) единого стандарта качества позволит демонстрировать во всех уголках нашей необъятной страны лучшие фотографические проекты, посвящённые уникальному своеобразию природы и Культуры России. Такие Галереи уже радуют, при этом, кстати, совершенно бесплатно своих зрителей на Центральной аллее Тверского бульвара в Москве, на острове Валаам и на Соловках. Уверен, что появление таких центров культурного притяжения, будет способствовать не только повышению социального настроения в регионах, но и улучшению криминогенной обстановки в местах создания таких Галерей. Об этом свидетельствует опыт работы первой Галереи под открытым небом в Москве.
Какова ситуация на рынке страхования искусства в Москве на сегодняшний день?
Ситуация такая. Преимущественное большинство предметов, находящихся в музейных экспозициях и запасниках, а так же в частных собраниях и коллекциях на сегодня не застраховано. В основном страхуются предметы, перемещаемые внутри страны или за ее пределы, на время проведения временных выставок и экспозиций. Как правило, это страхование «от гвоздя до гвоздя», включающее такелажные работы, транспортировку и хранение. Предметы страхуются как от повреждений, так и от частичного или полного уничтожения в результате пожара, затопления. землетрясения, различных аварий и др., а так же от любых противоправных действий третьих лиц.
Расскажите чуть подробнее о проекте «Безопасная столица».
Основные направления деятельности проекта довольно обширны. Это безопасный подъезд, безопасный интернет, безопасность в сфере культуры, пожарная безопасность, ресоциализация и социальная адаптация, безопасность на дорогах, юридическое обеспечение, безопасность в торговле медицинскими препаратами и продуктами питания. Мы боремся не только с торговлей несанкционированной продукцией с просроченным сроком годности, некачественными товарами, но также выступаем в защиту чистоты русского языка. Мы принимаем активное участие в выработке правил для контроля за поведением гостей и жителей столицы в общественных местах. На мой взгляд, сейчас важно предупреждение и пресечение правонарушений среди несовершеннолетних, проведение воспитательной̆ работы среди подростков по месту их жительства, учебы и работы. Совместно с комиссией̆ по делам несовершеннолетних мы организуем помощь лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии, осуществляем взаимодействие в работе антитеррористических комиссий, в том числе по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, участвуем в мероприятиях по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Как мы знаем, Вы внесли инициативу добровольного страхования школьников от несчастных случаев, в том числе и от последствий возможного заражения коронавирусом. Этот вопрос стал актуальным именно в свете последних событий или зрел давно? Насколько это важно?
Мне кажется, что данная тема крайне важна в сегодняшних условиях пандемии. Страхованию школьников от несчастного случая мы и раньше придавали большое значение и уделяли много внимания. Так, еще 2017 г. нами была разработана и предложена программа страхования школьников от любых несчастных случаев в трёх вариантах:
— на период нахождения школьника в учебном заведении;
— на период образовательного процесса, с момента выхода из дома в учебное заведение и до возвращения домой из учебного заведения;
— на весь календарный год — 365/24, т. е. где бы школьник не находился и чем бы не занимался он будет застрахован от возможного несчастного случая круглогодично и круглосуточно.
С самого начала в проекте приняли участие несколько ведущих страховщиков России. В целом, количество страховых компаний в проекте не ограничено. Приобрести страховой полис сейчас можно также для туристов, граждан, путешествующих по России и миру, для пассажиров и для школьников на ресурсе www.konti.travel Единого национального туристского страхового агрегатора.
А сколько составляет стоимость страхования школьника?
Стоимость –100 руб­лей в месяц, при ответственности — 500.000 руб­лей — это, на мой взгляд, очень хорошее предложение. Родители школьника могут за несколько минут в режиме on-line ознакомиться с предложениями различных страховщиков, выбрать страховую
компанию, выбрать вариант страхования, его период и продолжительность. И все это абсолютно добровольно!
Более того, в условиях пандемии мы добавили в страховой продукт еще один риск — от возможных последствий заражения от COVID‑19. Конечно, размещение данного предложения на ресурсах электронного дневника, а в Москве на ресурсе МЭШ — Московская электронная школа была бы самым правильным решением, упрощающим процесс приобретения полиса родителями.
В сегодняшних далеко непростых эпидемиологических и финансовых условиях Правительство Москвы, как мне кажется, может и должно принять важное решение — первыми в стране в полном объёме взять все расходы по страхованию школьников на себя. Это было бы хорошо воспринято родителями, большинство из которых на какое-то время оказались без доходов. Конечно, делать это нужно безотлагательно, ведь все мы знаем — «ложка дорога к обеду»!

Нам известно, что Вы являетесь членом Попечительского совета Головного института педиатрии. Расскажите об этом!
Действительно, я являюсь членом Федерального совета Попечителей научно-­исследовательского клинического Института педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева. Здесь мне хочется рассказать об очень значимом событии.
13 апреля 2020 г. был создан Центральный Штаб ОНК субъектов Российской Федерации по борьбе с коронавирусом.
ОНК - это региональные Общественные Наблюдательные Комиссии. Председателем вновь созданного органа стал -Георгий Волков, который пригласил меня вой­ти в состав Центрального Штаба. Я не раздумывая дал свое согласие. Штаб будет осуществлять общественный контроль за соблюдением Конституционного права на охрану здоровья лиц в местах принудительного содержания, а так же сотрудников Учреждений и их семей в условиях введенных карантинных ограничений. В некоторых Учреждениях вместе с мамами содержатся дети до 3-х лет, а в некоторых- молодые люди не достигшие 18 лет. Постараюсь приложить все свои знания и опыт в этом важном и ответственном деле.
В сегодняшних далеко непростых эпидемиологических и финансовых условиях Правительство Москвы, как мне кажется, может и должно принять важное решение — первыми в стране в полном объёме взять все расходы по страхованию школьников на себя.
Есть ли уже скорректированные планы на будущее? Претерпели ли они изменения с общими мировыми изменениями?
В числе наших ближайших планов: инициировать Законопроект «Об обороте культурных ценностей в РФ»; оказать содействие в создании «Первого общественно-­музейного выставочного центра современной Российской фотографии». Также, считаю важным инициировать Законопроекты «О переходе на срочный контракт всех штатных театральных единиц» и «Налогообложения для физических и юридических лиц, являющихся спонсорами и меценатами культуры». Мы будем оказывать содействие и в создании собственного экспозиционного пространства музейного уровня для современных творческих союзов, инициировать механизм государственной закупки музыкальных инструментов в целях предоставления их во временное пользование различным творческим коллективам и отдельным исполнителям и ратовать за создание гильдии мастеров по обслуживанию, ремонту и реставрации музыкальных инструментов.
Также мы хотим сделать общедоступной Всероссийскую нотную библиотеку для симфонических оркестров и инициировать Законопроект «Об освещении культурной жизни Страны» для обязательного предоставления печатных площадей и эфирного времени профессиональным критикам в различных сферах культуры. Еще один законопроект «О статусе музейных вещей по авторским правам» должен повысить контроль за качеством музыкальных инструментов российских производителей, закупаемых в рамках госзакупок и создать профессиональный экспертный совет, по оценке качества закупаемой продукции. Так что дел и планов у нас очень много.